Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Арктическим планам России может помешать альтернатива

Арктическим планам России может помешать альтернатива

Государственные прогнозы по объемам добычи углеводородов на арктическом шельфе строятся на соображении, что нефть к 2030 году будет дорогой, однако развитие альтернативных источников делает долгосрочное планирование затруднительным, считает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник

К 2030 году Россия планируется добывать на арктическом шельфе более 60 миллионов тонн нефти и 200 миллиардов кубометров газа. Такие ожидания высказал премьер Дмитрий Медведев в случае успешной реализации соответствующей программы.
 
"Континентальный шельф Арктики может содержать около четверти всех мировых запасов углеводородов в мире. Однако пока огромные экономические и инвестиционные возможности не используются в полном объеме", - сказал премьер.
 
По его словам, очевидно, что проблемы Арктики в целом не могут быть решены за счет федерального бюджета - здесь необходимо использовать механизм частно-государственного партнерства и развивать современные инвестиционные проекты. Медведев напомнил, что на решение этих проблем рассчитана программа разведки и разработки континентального шельфа до 2030 года.
 
О перспективах разработки арктического шельфа и развитии нефтегазовой отрасли "Голосу России" рассказал руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.
 
- Прогнозы, представленные Медведевым, конечно, это хорошо, но премьер заявил, что пока огромные экономические и инвестиционные возможности не используются в полном объеме. Почему это происходит? Что мешает реализовывать потенциал в полной мере?
 
- Прежде всего, это конъюнктурные соображения. То есть долгосрочные сценарии развития рынка нефти все-таки подвержены существенным колебаниям. Горизонт прогнозирования, конечно, прекрасен, все идут по принципу, что нефть будет дорогой. Но будет ли это так к 2030 году?
 
Альтернативные источники тоже развиваются. Есть и революционные прорывы в сланцевой нефти, сланцевом газе. Поэтому это все сейчас до сих пор под вопросом. Строить долгосрочные планы весьма затруднительно.
 
- Премьер сказал, что проблемы Арктики в целом не могут быть решены за счет федерального бюджета. Есть какие-то другие гарантии того, что придут частные партнеры и будут развивать какие-то современные проекты?
 
- Безусловно. Дело в том, что сейчас в России построена концепция по кооперации с зарубежными партнерами на условиях младшего партнерства. То есть по-любому это либо "Роснефть", либо "Газпром" - это генеральный партнер, и 33 процента обычно получает иностранная компания, нерезиденты. На этих правилах строятся все альянсы, в том числе, например, небезызвестный альянс "Роснефти" и ExxonMobil.
 
- Эти альянсы являются залогом успешной реализации этой программы, или есть какие-то внутренние проблемы?
 
- Мировые глобальные концерны как раз заинтересованы в развитии морских промыслов. Это дорогостоящие проекты. Сухопутных проектов становится все меньше. Все смотрят в будущее. У компаний есть четкие стратегии развития на 10-15 лет вперед, и конечно, шельфовая добыча является приоритетной.
 
Но мы не забываем, что себестоимость добычи на шельфе зачастую кратно дороже, чем на сухопутных промыслах, тем более в Арктике. Поэтому конъюнктурные ожидания таковы, что нефть не должна стоить менее ста долларов за баррель. В таком варианте проекты будут относительно ликвидными.
Автор: Марианна Ожерельева
Источник: Голос России, 03.08.2012

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики