Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Минэкономразвития считает, что в случае кризиса отрасль не нуждается в дополнительной поддержке

Минэкономразвития считает, что в случае кризиса отрасль не нуждается в дополнительной поддержке

Минэкономразвития считает, что дополнительные налоговые льготы в случае кризиса нефтяникам не понадобятся. Ведомство уверено: основной удар придется на газовую отрасль. Нефтяные компании не согласны, утверждая, что при низкой стоимости нефти добыча на шельфе будет неэффективна.

В начале августа Минэкономразвития обнародовало так называемый кризисный прогноз социально-экономического развития России на 2013—2015 годы, согласно которому цена на нефть может упасть до 80 и 60 долл. за баррель в 2013 году. Минэнерго в ответ направило в правительство свои предложения, в которых предлагает включить в этот сценарий меры по корректировке налоговой нагрузки нефтедобывающей отрасли и адресной поддержке конкретных инвестиционных проектов ТЭК на случай снижения цены нефти до 60 долл. за баррель. Источник в Минэнерго подтвердил РБК daily, что соответствующее письмо было направлено 8 августа. «Разработка мер носит предупредительный и предварительный характер», — сообщили РБК daily в пресс-службе Минэнерго. Любые стимулы и механизмы реагирования безусловно будут рассматриваться только в рамках других принципиальных решений правитель­ства, включая разрабатываемую в данный момент единую методику предоставления инвестиционных стимулов для новых проектов, добавили в министерстве.

Минэкономразвития считает, что в прогноз изначально заложен слабый рубль и это должно компенсировать экспорт нефте­продуктов, который отражается в долларах, говорит источник Прайм в ведомстве. «Так как у них (у нефтяных компаний. — РБК daily) в рублях издержки, то по их прибыльности это очень сильно не ударит», — пояснил собеседник. Он добавил, что налоговая нагрузка на отрасль и так привязана к цене на нефть и она снижается по итогам ежемесячного мониторинга вместе с падающей ценой нефти.
 
В ЛУКОЙЛе говорят, что при цене на нефть 40—60 долл. о шельфовых проектах можно забыть даже при нулевом налогообложении. На остальных месторождениях при таких ценах корректировки, о которых говорит Минэнерго, понадобятся. По мнению компании, предоставлять адресные льготы по каждому проекту или месторождению неправильно, так как каждый раз их оформлять правительственным постановлением неэффективно. В «Газпром нефти» на запрос не ответили. В «Башнефти» отказались от комментариев.
 
Впрочем, в Минэкономразвития считают, что в случае кризиса реальная угроза существует не для нефтянки, а для газовой отрасли. «У нас есть рынок Европы, и в этом сценарии Европа падает, соответственно, объем экспорта газа снижается. Может, на добычу влияния кризис и не окажет, но кто этот газ купит?» — отметил собеседник Прайм. Он не исключил, что, если ситуация в отрасли резко ухудшится, правительство может рассмотреть возможность дополнительных мер поддержки. Пока же в соответствии с одобренными в мае параметрами роста НДПИ во второй половине 2013 года ставка налога для монополии может составить 679 руб. за 1 тыс. куб. м, а к концу 2015 года — 1062 руб. за 1 тыс. куб. м, что вдвое выше, чем сейчас (509 руб. за 1 тыс. куб. м). В «Газпроме» не комментируют предложения ведомств.
 
Эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник считает, что на сложных проектах при худшем сценарии в любом случае будет применяться дифференцированное налогообложение. Впрочем, эксперт сомневается, что возможный кризис больно ударит по компаниям, так как они с момента прошлого уже накопили достаточно прочные «подушки».
 
Автор: Кристина Юст
 
Источник: РБК Daily, 17.08.2012

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики