Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Государство сделало ставку на частный проект «НОВАТЭКа», а Штокман остался не у дел

Государство сделало ставку на частный проект «НОВАТЭКа», а Штокман остался не у дел

Акционеры Штокмановского проекта решили приостановить освоение месторождения. Как заявил член правления «Газпрома» Всеволод Черепанов, партнеры пошли на такой шаг из-за высоких затрат на разработку месторождения. Между тем, как заявили чиновники из Минэкономразвития РФ, у «Газпрома» могут возникнуть трудности из-за деятельности США по добыче сланцевого газа и низких цен на этот ресурс. По мнению руководителя Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, истинные причины остановки Штокмана — это не американский сланцевый газ. «Государство решило поддержать не государственный, а частный бизнес в сфере добычи газа», — заявил Симонов в интервью Накануне. RU.

Вопрос: Объявлено о приостановке разработки проекта по Штокмановскому месторождению. В качестве одной из причин остановки называют рост добычи сланцевого газа в Америке и его достаточно низкую стоимость. Вы согласны с этим?

Константин Симонов: Мне кажется, что дело не в сланцевом газе. Потому что это тогда слишком простое объяснение — что в США началась добыча сланцевого газа, а Штокман был ориентирован на американский рынок. И в Америке газ сейчас стоит 80–90 долларов, следовательно, его производство «нерентабельно». Но газ в США стоит 80–90 долларов уже достаточно долгое время. Цены начали падать несколько лет назад, но разговоры о Штокмане продолжались. При этом была идея штокмановский газ перевести в СПГ. СПГ — это «гибкий» товар, это гибкая труба. Поэтому поставлять газ оттуда можно было бы в самые разные регионы и не обязательно в США или в Европу.

Справка: Штокмановское (Штокманское) газоконденсатное месторождение — одно из крупнейших месторождений в мире. Штокмановская структура была выявлена в 1981 году в результате комплексных морских геофизических исследований, проведенных специалистами треста «Севморнефтегеофизика» с научно-исследовательского судна «Профессор Штокман», в связи с чем и получила свое название. Еще в 1988 году сотрудниками производственного объединения «Арктикморнефтегазразведка» (Мурманск) выполнено бурение первой поисковой скважины глубиной 3153 метров, в результате были открыты две залежи свободного газа с газовым конденсатом. Расположено в центральной части шельфа российского сектора Баренцева моря в 550 км к северо-востоку от Мурманска. Ближайшая суша (около 300 км) — западное побережье архипелага Новая Земля. Глубины моря в этом районе колеблются от 320 до 340 м. Разведанные запасы (2006) — 3,7 трлн куб. м газа и 31 млн т. конденсата.

Вопрос: Если дело не в американском сланцевом газе, тогда в чем причина?

Константин Симонов: У нас есть два в чем-то схожих проекта — Ямал СПГ и Штокман. Да, регионы разные, но суть примерно одна. Например, с точки зрения сложности климатических условий, с точки зрения арктической обстановки, развитости инфраструктуры. При этом ведь Ямал СПГ никто не закрыл. Хотя там тоже, мягко говоря, газ будет недешевым. Мне лично кажется, что государство сознательно сделало выбор в пользу проекта «НОВАТЭКа». И для того, чтобы развивать Штокмановский проект, как и в целом проекты на арктическом шельфе, нужен новый налоговый режим. Конечно, его нужно менять, о чем собственно акционеры Штокмана просили уже несколько лет. Почему же государство не пошло им навстречу, а пошло на встречу НОВАТЭКу?

Вопрос: Каким будет развитие ситуации?

Константин Симонов: Мы ведь знали, что Штокмановский газ не завтра придет на рынок. Да, сейчас говорят, что в Америке газ стоит 80 долларов, но что будет через 8–10 лет? Тут есть безусловный элемент риска, что нужно запускать проекты, не зная, что будет с рынком через 10 лет. Но мне кажется, что все равно газ будет востребованным товаром. Для России сейчас другой вопрос — какое будет у нас предложение этого газа? И высказывания по типу " Бованенковское запустили — нам его хватит за глаза» не очень дальновидны. Потому что уровень падения добычи очень велик. Нужно понимать, что будет на газовом рынке через 10 лет. Отсюда вывод, что одним Бованенково мы ограничиться не сможем. Поэтому я думаю, что два крупных проекта СПГ в арктических ледовых условиях — это многовато. Сознательно был выбран приоритет по частному проекту.

Вопрос: Но ведь «Газпром» — это фактически государственная компания…

Константин Симонов: У нас часто любят рассуждать, что вот, государство помогает «Газпрому», что это госкомпания. Ну, сами смотрите, где же мы помогаем «Газпрому», когда по «НОВАТЭКу» у нас принят очень льготный налоговый режим? Еще государство готово гарантировать вложения в инфраструктуру — это и развитие ледокольного флота, и строительство аэропорта, это участие в строительстве порта Сабетта. При этом Штокман только просил изменить налоговую схему. В ответ им — нет, вы такое приняли решение еще в рамках первой фазы, никаких изменений не будет. В итоге сложилась вся эта история.

Вопрос: К каким последствиям тогда приведет правительственная ставка на частный бизнес?

Константин Симонов: Государство сознательно отдало преимущество частному проекту, не думаю, что это решение очень дальновидное, потому что нам нужно смотреть, не сколько сегодня газ стои, а нам нужно понять, что будет через 10 лет. И здесь ситуация такая. Штокман был вариантом производства только СПГ, сегодня же он кажется слишком опасным. Но если вы сегодня ничего не делаете по СПГ, то через 10 лет вы будет аутсайдером. Когда австралийцы завершат свои проекты, американцы, может быть, Катар, опять вернутся к этой теме. И что тогда мы будем делать? Смотреть, как другие страны захватывают наш рынок. Поэтому я считаю, что сейчас нужно задуматься о том, что будет с добычей газа через какое-то время.

Теперь я не исключаю, что акционеры Штокмана окажутся в проекте Ямал СПГ. Кстати, Total уже является акционером Ямал СПГ, не удивлюсь, если и Statoil окажется там же.

Вопрос: На днях Минрегионразвития (МЭР) выразил обеспокоенность ситуацией как на внешнем, так и на внутреннем рынке газа. Чиновники из МЭРа предложили создать так называемый комитет по инвестициям в совете директоров «Газпрома», чтобы повысить эффективность инвестиций. Как Вы оцениваете такое заявление?

Константин Симонов: Мне этот доклад кажется очень странным. Почему? Потому что, с одной стороны, государство уже много лет рассказывает про дебюрократизацию. А тут выходят такие умники из МЭРа и говорят: «Ой, вы знаете, мы тут подумали, что нужно все вернуть, потому что они там все делают бесконтрольно». Вы что, хотите сказать, что все решения по инфраструктуре, например, по строительству газопровода Сахалин — Владивосток, по строительству Северного потока, принимает только «Газпром»? Да вы что издеваетесь? Это ведь политические решения, которые принимались лично Путиным. Что это чиновникам из МЭРа непонятно? Какой-то образец аппаратной наивности.

Вопрос: По Вашему мнению, зачем тогда МЭР вообще делает такой шаг?

Константин Симонов: Я думаю, что объяснение такое: поскольку у нас в мае появилась новая система управления отраслью, каждый пытается отгрызть себе кусочек. Но ни к чему хорошему это не приведет. Ошибки «Газпрома» — это ошибки высшего политического руководства страны. Это достаточно очевидные вещи. Если там появится какой-то комитет по инвестициям, то уж точно не замминистра экономического развития будет решать, куда «Газпром» направит эти инвестиции.

Не знаю, что думает МЭР, но мне кажется, что чиновники просто начитались западных докладов. И теперь все страшилки, которые там есть, они их нам предлагают. Так может тогда в «Газпром» не чиновников из МЭРа, а сразу тех американских экспертов заведем в «Газпром» и посадим в инвестиционный комитет? Зачем нужны посредники, если они чужые мысли воспроизводят и своего мнения у них нет? Поэтому это все кажется наивным подходом. Просто каждый хочет получить кусок полномочий.

У нас тут многие думают, что МЭР является таким достаточно либеральным ведомством, и что если от них в «Газпром» направить парочку либералов, то там все будет хорошо. Те решения, которые принимались в «Газпроме» и которые вызывают больше всего вопросов, они принимались на высшем политическом уровне. Поэтому не стоит думать, что «Газпром» живет как-то вне государства.

Автор: Дарья Вдовиченко

Источник: Накануне.RU, 30.08.2012

30.08.2012 12:29 Мск | Дарья Вдовиченко


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики