Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Обвинения Евросоюза в адрес „Газпрома“ притянуты за уши»

«Обвинения Евросоюза в адрес „Газпрома“ притянуты за уши»

Еврокомиссия начинает расследование в отношении «Газпрома» на предмет соблюдения антимонопольного законодательства. Европейцы таким образом пытаются ослабить позиции концерна на мировом рынке, уверены эксперты.

Евросоюз подозревает «Газпром» в нарушении антимонопольного законодательства. В отношении компании начато официальное расследование. Еврокомиссия называет три возможные антиконкурентные практики — это привязка цены на газ к стоимости нефти, разделение газовых рынков и препятствование диверсификации поставок газа. Все обвинения Еврокомиссии надуманы, уверен директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
 
«Все обвинения, которые Евросоюз предъявил к „Газпрому“, очевидно, что они политически мотивированные и притянуты за уши. Потому что обвинять „Газпром“ в том, что он препятствует созданию единого газового рынка или использует привязку нефтяных цен к газовым, просто смешно. Потому что та же привязка газовых цен к нефтяным была придумана самими европейцами, эта система — не российское изобретение. Что касается единого газового рынка — при чем тут „Газпром“? Пожалуйста, хотите единый газовый рынок — стройте новые трубопроводы, соединяйте страны Балтии с Европейским союзом, соединяйте Западную Европу с Восточной Европой. Что, Россия это должна делать?» — считает он.
 
Еврокомиссия подозревает «Газпром» в нарушении 102-й статьи Договора о функционировании Европейского союза. Она запрещает использовать доминирующие позиции на рынке для воздействия на торговлю между странами ЕС. Эту статью договора можно расценивать как попытку еврозоны контролировать «Газпром», считает глава Российского газового союза Сергей Чижов.
 
«Уже достаточно давно было понятно, что Европа будет преследовать монополии, в том числе газовые монополии из России. Это всегда касалось „Газпрома“. Пакет поправок касался, по большому счету, „Газпрома“. На сегодняшний момент это перешло в практическую плоскость. В том числе, имеется в виду ослабить переговорные позиции „Газпрома“ перед возможными поставками газа из других источников. „Газпром“ всегда был по большому счету монополистом, поэтому это укладывается в рамки того законодательства, которое есть», — отметил он.
 
Руководству «Газпрома» стоит обратить внимание на новые требования Евросоюза, уверен берлинский политолог Александр Рар.
 
«Нужно действительно посмотреть на то, что газовый рынок Европы серьезно изменился. Я думаю, что „Газпром“ это не сразу понял, в России считали, что можно будет в принципе, как и в предыдущие годы, всегда с европейцами договориться. „Газпрому“ можно найти новые методы работы с европейцами. Я думаю, это задача „Газпрома“. Тот факт, что сейчас Медведев и Дворкович предлагают при „Газпроме“ создавать новые стратегические комиссии, которые будут более внимательно смотреть за развитием инвестиций, других рынков, является частью этой большой игры», — считает он.
 
Еврокомиссия уведомила «Газпром» о начале расследования. О возможных сроках его завершения пока не сообщается.
 
Автор: Дарья Горсткина
 
Источник: Коммерсант ФМ, 05.09.2012

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики