Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Будут ли снова перенесены сроки перехода на бензин Евро-5?

Будут ли снова перенесены сроки перехода на бензин Евро-5?

Благодаря переходу российских нефтеперерабатывающих заводов на выпуск более качественного топлива удалось стабилизировать экологическую обстановку в стране. Несмотря на ежегодное расширение автопарка, выбросы вредных веществ не увеличиваются с 2005 года. Полный переход на топливо класса 5 (Евро-5) позволит снизить содержание выхлопных газов в воздухе.

По данным Министерства природных ресурсов и экологии РФ, в 135 городах России уровень загрязнения атмосферы характеризуется как высокий и очень высокий. Особенно плохо обстоит дело в крупных городах — 100% жителей Москвы и Санкт-Петербурга проживают в неблагоприятных условиях. Основным фактором загрязнения городского воздуха является автомобильный транспорт, на него приходится порядка 80% выбросов вредных веществ.

Число автомобилей с каждым годом увеличивается, но это не означает, что воздух должен становиться все хуже. Примером может служить Европа, которая значительно опережает Россию по уровню автомобилизации. С целью снижения нагрузки на окружающую среду в Европе постоянно вводятся в действие все более жесткие требования к моторному топливу. В 2008 году в России был принят Технический регламент, в целом повторяющий европейские нормы. К началу 2009 года Россия должна была полностью перейти на топливо классом не ниже Евро-3.

Все участники рынка были заранее проинформированы о необходимости проведения модернизации нефтеперерабатывающих заводов, но некоторые компании не смогли вовремя справиться с этой задачей. Правительство пошло им на уступку, отложив переход на выпуск бензина класса 3 на 2 года, дизельного топлива — на 3 года. Отсрочка пролетела быстро, и в 2011 году снова выяснилось, что не все заводы готовы выпускать топливо европейского уровня. Правительство во второй раз перенесло сроки, дав отстающим компаниям еще 2 года на модернизацию.

Несмотря на смягчение позиции государства, доля качественного топлива на российском рынке постоянно растет. Ряд компаний действует даже с опережением Техрегламента, например, нижегородский завод «ЛУКОЙЛа» начал производство бензина класса 3 еще в 2006 году. Именно с этого года Минприроды РФ отметило, что увеличение числа автомобилей перестало приводить к повышению загазованности воздуха. По данным, приведённым в государственном докладе «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2010 году», максимум вредных выбросов автотранспорта пришелся на 2005 год, когда с выхлопными газами в атмосферу попало 15,4 млн тонн вредных веществ. К 2010 году автомобилей стало больше на 30%, но в атмосферу ушло «всего» 12,7 млн тонн вредных веществ, что соответствует уровню 1999 года, когда машин на дорогах было намного меньше.

«Повышение качества моторного топлива, реализуемого ведущими российскими нефтяными компаниями, способствует снижению загрязнения атмосферного воздуха», — такой вывод сделан в докладе минприроды. На сегодня о переходе на класс 5 уже объявила «Башнефть». Московский НПЗ «Газпром нефти» с апреля этого года полностью перешел на выпуск моторного топлива класса 4, а в апреле 2013 года планирует начать выпуск топлива класса 5. С 1 июля 2012 года все нефтеперерабатывающие заводы «ЛУКОЙЛа» в России перешли на производство автомобильных бензинов АИ-92 и АИ-95, соответствующих только классу 5.

К сожалению, в бочке меда нашлось место для солидной порции дегтя. Многие СМИ писали, что, целый ряд компаний, в их числе «Роснефть» и «Сургутнефтегаз», отстают от утвержденного графика модернизации. Они обратились к правительству с просьбой внести изменения в план ввода модернизированных установок на НПЗ. «Сургутнефтегазу» принадлежит всего один завод, и его проблемы носят локальный характер. «Роснефть» располагает одними из самых крупных мощностей по производству топлива в России.

«Нефтяные компании, не успевающие с модернизацией своих производств, в определенной степени тормозят развитие всей отрасли, задерживая переход на современные стандарты. Поэтому, если правительство проявит твердость и мы наконец-то перейдем на более высокий класс топлива, это не только будет позитивно для качества жизни граждан, так как значительно улучшит экологическую обстановку в городах, но и подтолкнет модернизацию всей отрасли. Я категорически против того, чтобы была дана очередная отсрочка. Те компании, которые проявили активность и взяли на себя ответственность, давно сумели модернизировать свои предприятия и уже выпускают топливо Евро-5. Россия и без того находится в роли догоняющего. Пока у нас делаются попытки отказаться от устаревшего топлива класса 2, страны Евросоюза готовятся в 2015 году перейти на нормы Евро-6», — заявил «Интерфаксу» член Совета Федерации, председатель центрального совета Всероссийского общества охраны природы Константин Цыбко.

Как считает директор Фонда национальной энергетической безопасности, политолог Константин Симонов: «У нас очень часто происходит перенос введения нормативных актов. Такая же история была с введением нормативов утилизации попутного газа, которое откладывалось несколько лет. Думаю, что государство должно быть последовательным и внедрять требования техрегламента по моторным топливам без поблажек для всех или для отдельных нефтяных компаний». «Мы знаем, что „Роснефть“ уже заявляла о крупных инвестициях в нефтепереработку, и я надеюсь, что они дадут позитивный результат», — отметил он.

Благоприятные уровни цен на нефть, сложившиеся на мировом рынке, дают возможность беспрепятственно финансировать модернизацию предприятий. А это значит, что если государство не уступит просьбам тех компаний, которые затягивают переход на новые стандарты, то граждане России смогут реализовать свое право на чистый воздух.

Автор: Игорь Коваленко

Источник: Российская газета, 10.09.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики