Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Саммит АТЭС: лицом к Азии с оглядкой на Европу

Саммит АТЭС: лицом к Азии с оглядкой на Европу

На саммите АТЭС во Владивостоке российское руководство недвусмысленно обозначило «восточный вектор» внешнеэкономической политики. Что это — новый тренд в отечественной экономике или элемент политической игры, цель которой укрепить позиции России в переговорах с традиционными партнерами?

Разберемся с помощью экспертов.

Уже на открытии саммита первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил о «новом треке» и ускоренной интеграции с Азиатско-Тихоокеанским регионом (АТР). Так, в ближайшие 5–10 лет объем торговли с АТР может превысить объем торговли с Европой. Глава Газпрома Алексей Миллер также предположил, что экспорт российского газа в страны региона может превысить объем европейских поставок. В свою очередь, китайцы могут инвестировать в российский аграрный сектор, а с Японией уже подписан договор о создании предприятия по производству сжиженного природного газа.

Выгоды восточного партнерства очевидны. Это быстроразвивающийся регион с колоссальным населением. Именно в Азии, по словам директора Фонда энергетической безопасности Константина Симонова, формируется быстрорастущий спрос на энергоресурсы, которые Россия могла бы поставлять. И это не единственная точка соприкосновения интересов.

«Очевидно, что территория России позволяет получать огромные преимущества от кооперации с государствами Азии или Азиатско-Тихоокеанского региона. Мы могли бы предложить логистические схемы, связанные с перевозом товаров из Азии в Европу и из Европы в Азию. Мы могли бы предложить совместные промышленные проекты на российской территории, не обязательно связанные с поставками сырья», — сказал Симонов.

Инвестиции восточных партнеров могли бы стать важным стимулом для развития малоосвоенных территорий Сибири и Дальнего Востока. Правда, многие эксперты предупреждают: ожидать стремительного прорыва в отношениях со странами АТР не стоит. Во-первых, у России здесь много конкурентов. Кроме того, с тремя наиболее перспективными партнерами — Китаем, Японией и Южной Кореей — есть нерешенные проблемы, поясняет ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Сергей Афонцев:

«В Китае это невозможность договориться по вопросам ценообразования и условиям контрактов на нефть и газ, по Японии это политическая проблема Курильских островов, по Корее — нежелание российского правительства идти на дальнейшую либерализацию торговли. Это ключевые вещи».

Корейцы хотели бы сделать условия двусторонней торговли с Россией более свободными, чем это предполагают нормы ВТО. В российском руководстве к столь радикальному шагу не готовы.

Есть и сугубо внутренние проблемы: слабое развитие Дальневосточного региона, отсутствие в нем современной инфраструктуры, малая пригодность территорий для жизни. Все это затрудняет здесь реализацию инвестпроектов. К тому же эксперты опасаются, что условия со стороны, скажем, китайских инвесторов могут оказаться трудновыполнимыми. Говорит политолог, эксперт Института национальной стратегии Павел Святенков:

«Инвестиции возможны, но они могут сопровождаться политическими условиями, которые могут быть неприемлемы для России. Наши соседи будут исходить из своих интересов, и если Китай будет инвестировать в сельское хозяйство, то вполне возможно, что он захочет завозить и китайских же сельхозрабочих. А с учетом незначительного населения нашего Дальнего Востока, это может означать ползучую китайскую колонизацию региона».

Некоторые эксперты считают, что «восточный демарш» российского руководства — часть тонкой политической игры, цель которой — сделать более сговорчивыми традиционных партнеров. Ключевой внешнеэкономический контрагент России — Евросоюз, но в последние годы в двусторонних отношениях накопилось немало проблем. Уже несколько лет не удается подписать новое Базовое соглашение между Россией и ЕС. Больше года еврочиновники разными способами давят на Газпром, вынуждая российского поставщика снизить цены. В канун саммита АТЭС Еврокомиссия начала антимонопольное расследование против газового концерна.

В такой ситуации понятно желание российского руководства показать Старому Свету, что у нашей страны есть перспективные экономические партнеры и за пределами ЕС.

Автор: Влад Гринкевич

Источник: Голос России, 11.09.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики