Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Еврокомиссия vs Газпром: действие и противодействие

Еврокомиссия vs Газпром: действие и противодействие

Действия Еврокомиссии в отношении Газпрома — давление на российский концерн с целью сбить цены на газ. Именно так расценивают «антимонопольное» расследование, инициированное Еврокомиссией, в Москве. По словам официального представителя компании Сергея Куприянова, поведение Брюсселя никак не согласуется с принципами рыночной экономики

Президент России Владимир Путин во вторник подписал указ о мерах по защите интересов России при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Этот документ запрещает Газпрому без согласования с правительством изменять договоры и продавать активы за пределами страны, рассказал журналистам официальный представитель компании Сергей Куприянов:

«Указ затрагивает три основных момента — предоставление информации, изменение договоров и продажа активов. Подписанный сегодня документ прямо регулирует такие ситуации, как проведенные год назад обыски в дочерних предприятиях Газпрома или начатое сейчас антимонопольное расследование. Так что теперь по вопросам предоставления информации, скидок или принудительной продажи активов обращаться нужно уже в уполномоченный орган».

Необходимость защиты интересов российских компаний, работающих за рубежом, назрела давно. В частности, Газпром ощутил на себе прелести европейского рыночного капитализма в сентябре прошлого года. Тогда сотрудники Еврокомиссии провели обыски в офисах партнеров российского концерна и его ассоциированных компаний в Центральной и Восточной Европе. А спустя год Брюссель начал официальное расследование. В Еврокомиссии считают, что Газпром проводил «антиконкурентную» политику: он разделял газовые рынки, препятствовал диверсификации поставок газа и устанавливал несправедливые цены для своих клиентов. Все эти обвинения не выдерживают критики, пояснил «Голосу России» гендиректор Фонда энергетической безопасности Константин Симонов:

«Когда Европейский союз говорит о том, что Газпром препятствует развитию единого газового рынка Европы — это обвинение странное. Потому что созданием единого газового рынка Европы должен заниматься не Газпром, а Евросоюз. Вот, например, возьмем страны Балтии. Они все время заявляют, что находятся на „энергетическом острове“. Что, Газпром должен строить газовые трубы, соединять их со Швецией? Газпром продает газ в Европу по коммерческим контрактам с большим количеством потребителей. Эта сложная система придумана не Газпромом, а самими же европейцами».

Абсурдность этой ситуации еще и в том, что Газпром как раз предлагал европейцам помощь в строительстве газотранспортной системы. Но ЕС не только отказался от предложения, но и принял пресловутый «Третий энергопакет», который запрещает производителю газа быть собственником газовых труб. А на таких условиях едва ли найдется много охотников вкладываться в дорогостоящие проекты.

Российский концерн работает на европейском рынке далеко не первый год. Почему же претензии у Еврокомиссии возникли именно сейчас? По мнению директора Фонда энергетического развития Сергея Пикина, ответ очевиден:

«Европа переживает не лучшие времена и ищет всяческие способы для того, чтобы снизить стоимость газа, улучшить экономические параметры. Особенно это касается наших восточноевропейских соседей. Вы видите, что Германия идет по другому пути. Немецкие компании садятся за стол переговоров с Газпромом и определяют какие-то скидки. И Газпром, в принципе, идет на это — понимая, что все его отношения завязаны на долгосрочный период. А некоторые страны не способны сидеть за столом переговоров, они пытаются использовать различные политические возможности».

В самом концерне подчеркивают, что всегда соблюдают законодательство стран, в которых компания ведет свою деятельность. А механизм работы Газпрома со своими партнерами ничем не отличается от того, который применяют и другие крупные компании на всех рынках газа. Так что в концерне надеются, что разногласия с Еврокомиссией будут урегулированы в ближайшее время.

Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович заявил, что российская сторона в ближайшие дни проведет консультации с Еврокомиссией по ситуации, сложившейся вокруг европейских претензий к «Газпрому».

«Мы готовимся начать консультации с Еврокомиссией по этому вопросу в ближайшие несколько дней. У меня также есть договоренность о встрече в ближайшие недели с (еврокомиссаром по энергетике) господином (Гюнтером) Этингером», — сказал Дворкович.

Он также отметил, что, по его мнению, «Газпром» является очень надежным партнером для Европы.

«Я думаю, что в данном случае Европа пытается решить собственные проблемы, используя российские ресурсы. Я не думаю, что это правильный путь», — заявил вице-премьер России.

Он выразил надежду, что расследование Еврокомиссии будет справедливым, и призвал решать данную проблему исключительно в экономической плоскости.

«На мой взгляд, в этой ситуации слишком много политики, и нужно действовать исходя из экономических соображений, а не из политических», — заключил Дворкович.

Использованы материалы российских информационных агентств.

Автор: Андрей Смирнов

Источник: Голос России, 11.09.2012 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики