Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газовое обострение» между Россией и ЕС

«Газовое обострение» между Россией и ЕС

Ценовой конфликт между Газпромом и ЕС перешел из деловой плоскости в политическую. В ответ на антимонопольное расследование, начатое против российского концерна, президент РФ Владимир Путин подписал указ, запрещающий стратегическим предприятиям разглашать коммерческую информацию и менять условия контрактов без разрешения правительства

Согласно обнародованному документу, стратегические предприятия — Газпром, «Роснефть», «Аэрофлот» и другие — могут предоставлять информацию о своей деятельности представителям иностранных государств и международных организаций только с согласия специального органа исполнительной власти — он должен определиться в течение месяца.

Указ призван защитить интересы Газпрома, против которого начато антимонопольное расследование. Но эксперты подчеркивают, что выход конфликта на государственный уровень усложняет и затягивает его решение. Впрочем, первый шаг в сторону политического обострения, по словам заместителя гендиректора Института энергетической стратегии Алексея Громова, был сделан Еврокомиссией:

«Экспертное сообщество не ожидало, что Еврокомиссия пойдет на ухудшение отношений с Газпромом, потому что любое монопольное расследование-де-факто означает ухудшение отношений с Россией и с российской газовой монополией. Думаю, это связано с очередной попыткой Европы оказать давление на Газпром с целью изменения ценообразования на российский газ».

Брюссель обвиняет российский концерн в том, что тот затруднял свободные поставки газа в страны ЕС, препятствовал вхождению на рынок конкурентов и устанавливал несправедливые цены, привязав их к ценам на нефть. Наблюдатели отмечают, сейчас цены Газпрома действительно выше биржевых. Но три года назад, когда нефть стоила дешево, такой принцип ценообразования европейцев устраивал и о монопольном положении компании никто не говорил. Зато, когда спекулянты подняли баррель до ста долларов и выше, ценовая политика российского экспортера стала раздражать европейских потребителей. И те начали давить на Газпром, в том числе и с помощью антимонопольных органов. Год назад в офисах «дочек» компании в Германии, Австрии, Польше и Чехии прошли обыски. Обвинение все то же — монополизм. Вскоре после этого несколько потребителей потребовали пересмотра условий контрактов.

Ценовой конфликт вполне можно было бы уладить в рамках коммерческих переговоров. Тем более, как отметил директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, Газпром готов был к компромиссам:

«Вопреки обвинениям, что Газпром не гибкий, не хочет менять контракты, на самом деле многие европейские компании за последние три года получили скидки дважды. Только в этом году Газпром планирует вернуть четыре миллиарда долларов так называемых ретроактивных платежей. Уже полученные деньги возвращаются, поскольку пересматриваются ценовые условия прошлых лет».

После начала антимонопольного расследования ответный политический демарш стал практически неизбежным. И он не заставил себя ждать. Сначала — на саммите АТЭС во Владивостоке — российская сторона обозначила новое направление экономической политики. Приоритетными партнерами Москвы, в том числе и в нефтегазовой сфере, должны стать страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Затем последовал указ президента, запрещающий разглашать информацию и менять условия контрактов российских предприятий с зарубежными партнёрами.

Выход конфликта на государственный уровень может оказаться одинаково невыгодным всем сторонам. Потребители российского газа больше не смогут напрямую договариваться о скидках — это особо подчеркнул и глава Газпрома Алексей Миллер. В тоже время прямая протекция государства над стратегическими предприятиями, по мнению экспертов, усилит позиции тех, кто считает Газпром политическим орудием Кремля. Подобные обвинения уже звучат в российской и зарубежной прессе. Наконец запрет на раскрытие информации, по мнению аналитика ИФД «Капиталъ» Виталия Крюкова, может быть истолкован не в пользу российских компаний:

«Могут возникнуть подозрения: раз вышел указ, который ограничивает допуск к информации для Еврокомиссии, значит, есть что скрывать. Возможны разные спекуляции относительно этого. И вряд ли стоит ждать, что будут урегулированы отношения в ближайшее время. Скорее всего, это дело на годы вперед».

Отдельный вопрос, была ли у российских властей другая возможность защитить интересы своего экспортера. При грамотном юридическом подходе и честном суде, уверен Константин Симонов, Газпрому не составило бы труда опровергнуть обвинения Еврокомиссии. Документы, связанные с условиями поставок газа, были изъяты еврочиновниками год назад при обысках в дочерних фирмах, но никаких внятных обвинений с тех пор не прозвучало.

Как бы то ни было, после политических демаршей ситуация усложнилась настолько, что эксперты не берутся прогнозировать развитие событий. Вспоминаются газовые войны между Россией и Украиной, когда отношения между двумя странами зашли в тупик. Но экономическая взаимозависимость России и Евросоюза слишком велика. В случае эскалации конфликта обе стороны окажутся в проигрыше. Россия лишится значительных доходов, а в Европе начнется газовый голод.

Автор: Влад Гринкевич

Источник: Голос России, 15.09.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики