Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Евросоюз в кольце энергофронтов

Евросоюз в кольце энергофронтов

Министры энергетики стран-членов Европейского союза провели на Кипре встречу за закрытыми дверями. На ее тональность повлиял не только финансовый кризис, но и тяжелая ситуация, сложившаяся вокруг проекта газопровода «Набукко»

Официальные комментарии не отличались развернутостью. Лишь комиссар ЕС по энергетике Гюнтер Эттингер, по сообщению агентства Reuter, подчеркнул намерение своего ведомства решать все существующие вопросы на основе компромиссов. Это касалось, в частности, осложнившихся в последнее время отношений между Россией и ЕС в энергетической сфере.

Я верю, что эти противоречивые вопросы могут быть сняты, я верю в возможность нахождения компромиссов. Более того, европейский энергетический рынок, наша промышленность, наши потребители не должны пострадать от этого», — заявил Гюнтер Эттингер.

Тем не менее есть все основания квалифицировать нынешнюю встречу на Кипре как кризисную. Это связано с общим фоном, на котором она прошла.

Не секрет, что вопросы энергобезопасности традиционно выступают для Евросоюза одними из ключевых. Однако пространство для маневров у Брюсселя объективно сужено из-за финансового кризиса, который неизбежно сказывается и на способности Еврокомиссии реализовывать собственные энергопроекты.

Тяжелая ситуация сложилась вокруг главного детища ЕС в сфере энергетики — проекта газопровода «Набукко». Первоначальный сценарий предполагал, что уже к 2010 году по этой трубе будет поступать минимум 8 млрд кубометров газа в год. А к 2020 году поступление газа должно было быть увеличено до 31 млрд. Половина этого объема предназначалась транзитным странам, остальное предполагалось поставлять на газораспределительную станцию в австрийском Баумгартене, а оттуда на рынки в Австрии, Германии и Италии.

Однако первый удар по проекту нанесли азербайджанские реалии. Баку предусмотрительно не стал связывать свою энергетическую политику с одним лишь Евросоюзом. Президент Государственной нефтяной компании Азербайджана (SOCAR) Ровнаг Абдуллаев заявил еще в 2008 году, что его ведомство «не намерено становиться совладельцем» газовой трубы «Набукко». Вслед за этим Азербайджан подписал комплекс газовых соглашений с Россией.

Что характерно: верхний предел объемов поставок энергоресурсов из Азербайджана в Россию не регламентируется. Таким образом, речь идет о возможности для Баку продавать России весь объем газа с азербайджанских месторождений. А это способно сделать нашу страну ключевым элементом транзитной схемы поставок азербайджанского газа в Европу, отметил в интервью «Голосу России» генеральный директор российского Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

«В настоящее время Азербайджан разрабатывает достаточно крупные газовые месторождения. Однако главные его надежды связаны с вводом в действие второго блока месторождения «Шах-Дениз». В перспективе Азербайджан будет способен еще больше увеличить объемы газового экспорта. Россия же, со своей стороны, готова предлагать Баку транзитные возможности для доставки азербайджанского газа в Европу.

В данном случае Москва явится не «перепродавцом» азербайджанских энергоресурсов, а их транзитером. Это соответствует европейским требованиям о поставках топлива в Евросоюз из разных источников».

Фактический отказ Азербайджана стать ключевым участником проекта «Набукко» стал важнейшим поражением Запада на поле реализации энергетических проектов, направленных на изоляцию России. Ведь еще бывший советник президента США по национальной безопасности Збигнев Бжезинский указывал, что «независимость государств Средней Азии можно рассматривать как практически бессмысленное понятие, если Азербайджан будет полностью подчинен московскому контролю».

Баку окончательно не отклоняет проект «Набукко», однако намерен внимательно проанализировать его реальные перспективы. «Мы хотим наглядно видеть особенности, плюсы и минусы, так как контракты на поставки газа рассчитаны на 40–50 лет и не хотелось бы ошибиться с выбором», — заявил 17 сентября Ровнаг Абдуллаев.

Поиск новых партнеров принес Евросоюзу новые разочарования — в частности, в рамках обсуждавшихся вариантов с поставками для «Набукко» газа с иранских и египетских месторождений. Как заметил авторитетный британский журнал Petroleum Economist, «надежды ЕС на то, что Египет и Иран смогут восполнить нехватку газа, выдают либо наивность Брюсселя, либо игнорирование внутренней ситуации в обеих странах».

В частности, по данным издания, в Египте внутреннее потребление газа бурно растет на фоне замедления роста добычи. Что же касается Ирана, то его участие в проекте Евросоюза сегодня выглядит как геополитический анекдот.

С чем же в итоге подошел Евросоюз к нынешней «энергетической осени»? С лишенной реальных источников наполнения и отсутствующей пока трубой «Набукко», а также с финансовым кризисом. Однако геополитическую роль энергетики для Запада никто не отменял. Ведь еще классик американской дипломатии Джордж Кеннан указывал, что посредством контроля над энергопоставками США получают возможность контролировать внешнюю и промышленную политику той или иной страны и даже налагать на нее вето. Именно так в послевоенные годы произошло, в частности, с Японией.

Эксперты близкого к американской разведке Национального разведывательного совета США в своем прогностическом докладе, рассчитанном на период до 2025 года, отметили: «С учетом высокого уровня цен многие экспортеры, такие как Россия и Иран, могут получить финансовые ресурсы для увеличения своей мощи».

Именно поэтому обнародованный еще в апреле 2007 года Госдепартаментом США документ под названием «Стратегический план — 2007–2012 финансовые годы» в качестве приоритетной задачи предусматривает противодействие «негативному поведению» России. Одним из главных проявлений подобного поведения было объявлено растущее влияние России на мировом энергетическом рынке.

Активная российская политика на энергетическом поле заставляет нервничать действующий в тесной связке с США Евросоюз. Хотя Москва является ключевым поставщиком энергоресурсов для доброй половины стран-членов ЕС, в Брюсселе продолжают делать ставку на максимальное вытеснение российского ОАО «Газпром» с европейских рынков.

В ход идут как пропагандистские заявления, так и конкретные институциональные процедуры наподобие расследования деятельности российского газового гиганта на предмет нарушения им антимонопольного законодательства.

Автор: Петр Искендеров

Источник: Голос России, 18.09.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики