Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «На собственные деньги сейчас „Роснефть“ рассчитывать не может»

«На собственные деньги сейчас „Роснефть“ рассчитывать не может»

«Роснефть» выкупит 100% ТНК-ВР. В результате консолидации появится крупнейшая в мире нефтяная компания. В СМИ попали подробности переговоров руководства ВР и президента «Роснефти» Игоря Сечина, которые прошли в ночь на четверг в Лондоне. Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов обсудил ситуацию с ведущим Андреем Норкиным.

Британцы продадут свои 50% ТНК-ВР за $28 млрд. Часть они получат наличными, кроме того, им может достаться до 20% российской госкомпании, сообщает Financial Times. Еще 50% ТНК-ВР «Роснефть» приобретет у российской группы ААR. Подробности этой сделки не раскрываются.
 
— Это похоже на правду, как вы думаете?
 
— С одной стороны, вроде бы похоже. Почему? Потому что достаточно большое количество серьезных западных изданий об этом написали. Поскольку переговоры идут в Лондоне, то вроде бы сам бог велел британской прессе знать какие-то подробности, выискивать утечки и прочие вещи. Поэтому похоже на то, что такая сделка действительно будет заключена, и «Роснефть» фактически получит не 50%, а займется полноценным поглощением.
 
— Я все жду, когда вы скажете «но».
 
— Но, меня немного смущает то, что мы уже второй день обо всем этом читаем слухи, утечки-то там телеканал западный что-то там выяснит, то пресса. И я все-таки помню, какая была история по сделке BP и «Роснефти» и чем она закончилась. В таких дорогих, сложных, масштабных проектах всегда могут возникнуть нюансы, которые всю эту ситуацию развернут. Поэтому я все-таки уже с таким тупым упорством жду официальных заявлений. А их нет почему-то.
 
— Мы подождем, а вот о цене я хотел бы спросить. Потому что говорят, что если все так, как есть — 50% оттуда, 50% отсюда, то где-то от $20 до 60 млрд нужно будет «Роснефти» занимать. Это реально занять такую сумму?
 
— Как от 20%? Вы имеете в виду, что если половину покупают, я думаю, это не меньше 26–30 млрд будет. Если мы говорим про всю компанию, то уже получается 55 и выше миллиардов. Колоссальная сумма, безусловно, которая выглядит достаточно впечатляюще. Потому что мы знаем по мировому опыту: обычно такие сделки проходят в режиме слияний: Exxon-Mobil, Chevron-Texaco, Conoco-Philips. Вот в Америке, когда сливались компании, это происходит путем слияния, в Норвегии тоже — Statoil Hydro в свое время объединялись. Там проще, не заботясь о выкупе одной компании другой, а здесь же происходит не слияние, а поглощение, нужно найти на рынке астрономическую сумму. Но раз Сечин подписывает бумаги, значит, у него есть понимание, где он их берет. Но это, безусловно, риск, потому что будут подписаны, и я не думаю, что сейчас у «Роснефти» есть в кармане готовые 60 млрд.
 
— А откуда взять?
 
— Только с рынка. Эти деньги «Роснефть» может взять только с рынка, потому что прибыль она свою выплачивает в виде дивидендов, и уже которую неделю делят эти дивиденды. Но все равно они, так или иначе, уйдут в бюджет, уже решение это принято. Поэтому на собственные деньги сейчас «Роснефть» рассчитывать не может, потому что ее дивиденды пойдут соответственно на проект на Дальнем Востоке, на инвестиции в проекты ФСК, МРСК. Эти деньги правительство уже посчитало. Там сумма была порядка $4–5 млрд. Она не спасет отца русской демократии.
 
— А вообще вы видите смысл в создании такого монстра? Потому что получится что-то такое глобальных масштабов, если получится.
 

— Это дискуссия очень давняя, и у каждой из сторон есть свои аргументы. Кто-то считает, что это настоящая катастрофа. Я лично не думаю, что это событие является катаклизмом вселенского масштаба. Потому что в целом мир, нефтегазовый мир, идет по пути интеграции. Я привел вам пример за последнее десятилетие достаточно крупных слияний. Потому что современный нефтегазовый мир — это мир очень дорогих и крупных проектов. Сегодня серьезный проект требует инвестиций в $20–30 млрд. И, конечно, мелкие компании не способны на это.

Источник: КоммерсантЪ ФМ, 18.10.2012

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики