Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Пробема конкуренции решаема, и паники быть не должно

Пробема конкуренции решаема, и паники быть не должно

Константин Симонов, гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности:

- Я оцениваю шансы Газпрома в борьбе за азиатский рынок высоко. Основной плюс в том, что сейчас центр энергопотребления уверенно сместился в Азию, именно она дает основную динамику спроса на газ. Причем Азию я имею в виду в широком смысле. Сейчас в мире два центра роста потребления газа – Южная Америка и Азия.

Что касается суммы инвестиций, то надо понимать, что это долгоиграющие проекты. Например, советские инвестиции, которые делались в освоение Западной Сибири, до сих пор дают о себе знать притоком денег в российскую казну. Это проекты длительностью в 50-60 лет. И если бы мы не вкладывались в свое время в Западную Сибирь, то я не представляю, что бы сейчас было с нашим государством и было ли бы оно вообще. Цифры эти никого не должны пугать, потому что нефтегазовый бизнес – это штука недешевая, и триллион рублей, возможно, и выглядит фантастической суммой, но только до тех пор, пока его не сравнят с другими проектами. Например, инвестиции проект Gorgon в Австралии перевалили за 20 млрд долларов – это 600 млрд рублей. Такого размера проект сейчас абсолютно нормальная практика в нефтегазовом бизнесе.

Рынок Азии достаточно конкурентный. И меня больше смущают не суммы инвестиций, а то, что там надо локтями многих отталкивать. На него претендует Австралия, США со своим сланцевым газом плюс традиционные поставщики. Но все равно незанятые ниши там будут. Мы же понимаем, что те прогнозы о закрытии для России окна в Азию – это стремление убедить нас в том, что мы все упустили и сделать уже ничего нельзя, остается только лечь на печку и опустить руки. Проблема конкуренции решаема, и паники быть не должно. Индонезия и Малайзия, традиционные поставщики этого рынка, уже не способны осуществлять поставки СПГ в прежних объемах – там идет и сокращение производства, и рост собственного потребления. Этот рынок будет расширяться. Но надо учитывать и политические риски при транзите, например, из Австралии в Японию через Южно-Китайское море. Раньше мы только в кино о Джеймсе Бонде могли видеть войну в этом регионе, а сейчас обострение отношений между Японией и Китаем – это реальность.

Мы все очарованы СПГ, и это правильно – мы должны развивать производство через СПГ, но трубы со счетов тоже списывать нельзя. Это иллюзия – думать, что современная торговля газом происходит только с СПГ. Если вы поставляете газ по трубе напрямую вашим соседям без участия стран-транзитеров, то это снижает политические риски. И Россия как раз имеет это важное конкурентное преимущество, когда предлагает Китаю трубопроводный газ. В Японию, правда, трубу СПГ по геологическим и сейсмическим причинам не проложишь. Но у нас она за углом, а для Австралии путь лежит через Южно-Китайское море, где недавно чуть не началась война. Причем в этом море все друг с другом конфликтуют, и у всех спорные истории. В любой момент можно получить перекрытие транзита. Япония это отлично понимает. И там газ стоит дороже, чем в Европе. Поэтому у нас есть шансы попасть на этот рынок, и хорошие перспективы на этом рынке.

Самое главное сейчас – это темп. Мы очень долго тянули с разработкой восточно-сибирских месторождений. И сегодня, кстати, тянем. Если бы у нас уже был этот газ, то рынок бы мы застолбили за собой, но его пока, увы, нет.

Я всегда был противником того, чтобы предлагать тому же Китаю газ из Уренгоя. Потому что этот газ имеет ресурсную базы в лице Западной Европы. Поэтому газ на азиатский рынок надо продавать из Восточной Сибири – из Якутии, Иркутской области. И рост поставок в Азию неправильно связывать с автоматическим проседанием поставок в Европу. Хотя мы такой подход декларируем – вот построим трубу «Алтай» и из нее газ пойдет вместо Европы в Азию. Я считаю, что за рынок Европы нужно бороться. У нас там при правильной политике есть хорошие шансы сохранения позиций, что бы нам ни говорили. Азии же надо предлагать восточный газ, чем, собственно, мы и занимаемся. И хорошо, что не стали спешить с китайским контрактом по трубе Алтай. Перекидывать газ из Европы в Китай по более низкой цене – это путь не совсем разумный и оправданный. Азиатам нужно предлагать новый газ.

Что касается объемов поставок в Европу, то нельзя последние два года считать трендом. Прогнозы снижения объемов продаваемого туда российского газа политизированы, адекватных на сегодняшний день пока нет. И то, что происходит сегодня, нам подсовывают как тренд, который будет наблюдаться 20 лет. Эти же прогнозисты рисовали 10 лет назад совсем другие цифры, и сейчас я им уже не верю. Нас накачали паническими цифрами о падении спроса в Европе, хотя всего лишь 5 лет назад в Европе ломали голову, где взять столь нужный газ. Мы сегодня наблюдаем замену газа углем, но не надо забывать, что это грязное топливо. Как долго декларирующая себя как зеленый континент Европа продержится, «спасая» человечество развитием убийственного для экологии угля – не известно. Газ ей все равно понадобится.

Опубликовано: Центр энергетической экспертизы, 30.10.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики