Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газовые соглашения с Софией: трудный финиш

Газовые соглашения с Софией: трудный финиш

Близится финиш долгих переговоров Москвы и Софии по инвестиционному решению газопровода «Южный поток» и договору о поставках российского газа в Болгарию. Соглашение по «Южному потоку» готово к подписанию, но процедура отложена из-за траура в Болгарии в связи с кончиной патриарха Болгарской церкви, судьба договора о поставках неизвестна

Тонкая ткань газовых переговоров, как правило, включает массу обстоятельств. Согласие на «Южный поток» Болгария хочет получить в обмен за 11-процентную скидку на получаемый российский газ. И это при невыплаченной ею неустойке за отказ от достройки АЭС «Белене», в которую Россия уже солидно вложилась. И это притом, что Газпром проплатит возведение болгарского участка «Южного потока». София, правда, не получит транзитный сбор за прокачку сырья до 2030 года.

Если подвести баланс, то возникает вопрос: «Не проигрывает ли в итоге экономически российская сторона?». Мнение генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова:

— «Южный поток» для России — значимый проект. Газпром прилагает большие усилия, чтобы его реализовать. Только за последние недели подписаны соглашения по окончательным инвестиционным решениям с Сербией и Венгрией. До запуска морского участка трубопровода мы, конечно, хотели бы иметь подобные договоренности и с другими транзитными государствами. Болгария в этой цепочке — самый проблемный партнер. Любой совместный энергопроект с ней — гарантированная головная боль. Иначе как предвзятостью я не могу объяснить, к примеру, отказ Софии от создания нефтепровода Бургас — Александруполис, от достройки АЭС Белене. А сколько лет тянутся переговоры по «Южному потоку»! Ради конечной цели, понятно, идем на определенные уступки. Скидки на газ в этой «игре» — важный козырь. Но не все так трагично. Хочешь — не хочешь, а приходится, как требует ЕС, выравнивать цены на газ. Ведь для Польши, Болгарии они выше, чем, скажем, для Германии и Италии. И если уж делать ценовые уступки, то лучше в обмен на реальную выгоду. Что и происходит в ходе газового диалога с болгарами. То, что его вообще удается поддерживать, считаю немалым достижением.

— Министр экономики и энергетики Болгарии Делян Добрев заявил: координировать соглашение по «Южному потоку» должна Еврокомиссия. Что это означает?

— Дело в том, что к «Южному потоку» пытаются применить правила известного «Третьего энергопакета». Напомню, он предполагает равенство доступа всех производителей газа к транспортной инфраструктуре. То есть собственник сырья не должен быть абсолютным собственником трубы. А если является, то обязан зафиксировать не менее 50-ти процентов транспортных объемов для других альтернативных поставщиков. Мы доказываем, что кроме российского газа физически никакого иного в «Южном потоке» и быть не может. Ему просто неоткуда туда попасть! А раз так, то почему бы не предоставить проекту статус TEN (Trans European Network) т. е. трансъевропейской магистрали, что выводит ее из-под действия «Третьего энергопакета»? Но у «Южного потока», напомню, есть европейский конкурент — «Набукко». А потому нам никто облегчать жизнь не спешит.

— Каковы перспективы спроса на российский газ в Болгарии и Европе в целом?

— Болгария из соображений экологии вслед за Францией запретила у себя добычу сланцевого газа. На смену этому нашлась другая «панацея» — месторождение на шельфе. Однако геология — наука не простая. Все эти запасы нуждаются в подтверждении, а на исследования нужны немалые средства. Шельфовые проекты — будь то в Греции, на Украине, или вот в Болгарии, скорее, напоминают гигантскую пиар-акцию против традиционного поставщика «голубого топлива». Я скептически отношусь к перспективе энергонезависимости Болгарии, которую ей якобы обеспечит нефтегазовое месторождение в пограничных с Румынией водах. А вообще собственного газа в Европе крайне мало. Те запасы, что имеются, находятся в стадии падающей добычи. Надежды на сланцевый газ, на шельфовые месторождения, или (вообще фантастика!) на сжиженный сланец из США — не более чем элементы давления на Россию, которая, кстати, вот уже более 40 лет исправно поставляет топливо в Европу. Причем лишь дважды были сбои: в 2005-миз-за лютых морозов и в 2009-м — по вине Украины.

Автор: Гаянэ Ханова

Источник: Голос России, 09.11.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики