Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Осталась только Болгария

Осталась только Болгария

Россия подписала окончательное инвестрешение по «Южному потоку» со Словенией, из которой российский газ пойдет в Италию. Ранее такие же документы были подписаны с Венгрией и Сербией. На очереди – несговорчивая Болгария. Однако к 7 декабря, официальной дате начала строительства трубопровода, все формальности будут улажены, считают эксперты.

Газпром и словенская Plinovodi d.o.o. в присутствии премьер-министра РФ Дмитрия Медведева подписали окончательное инвестиционное решение о строительстве газопровода «Южный поток» на территории Словении.

«Определены основные экономические и организационные параметры проекта. Это хороший символ, хороший знак для других регионов», – заявил российский премьер, передает «Интерфакс».

Протяженность словенского участка – 266 км, диаметр трубы – 1200 мм, будет построено 2 компрессорных станции. Инвестиции в словенский участок составят более 1 млрд евро.

На входе в Словению мощность газопровода планируется на уровне 24,5 млрд кубометров газа в год, на выходе в итальянский Тарвисио – 22,5 млрд кубометров в год, сообщил Алексей Миллер.

Словения сегодня потребляет 1,1 млрд кубометров в год. Газ составляет лишь 13% от топливного баланса словенской электроэнергетики. «С учетом кризиса и роста цен на газ Словения не планирует увеличивать покупки газа, пытаясь использовать альтернативные источники энергии, в частности атомную энергетику. Сообщалось, что страна планирует построить второй блок на АЕС Кршко. Поэтому значительного роста спроса на газ со стороны Словении ожидать не стоит», – считает аналитик ИФК «Солид» Елена Юшкова.

«Словения нам интересна не как рынок сбыта: в прошлом году в страну было поставлено всего 0,5 млрд кубометров российского газа. По «Южному потоку» предполагается поставлять в Словению в три раза больше – 1,5 млрд кубометров газа, но это все равно мало. Словения важна как транзитное государство для поставок газа в Италию», – отмечает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

«Италия же является третьим по величине потребителем газа в Европе – общий объем потребления в 2011 году составил 78 млрд кубометров, из них 85% приходится на импорт, что в денежном выражении составляет около 30 млрд долларов», – говорит газете ВЗГЛЯД аналитик финансовой компании Aforex Нарек Авакян.

«Из-за кризиса спрос на газ в Италии в последние годы упал почти на 10% – с 84,5 млрд кубометров газа в 2006 году до 77,9 млрд кубометров в 2011 году. Поэтому докризисные прогнозы по увеличению спроса на газ в стране на 20 млрд кубометров к 2020 году вряд ли сбудутся. Поэтому в первые годы работы газопровода труба на входе в Италию не будет заполнена. Тем не менее, проект запланирован на длительный срок, и вполне возможно, что после 2020 года газопровод будет работать на полную мощность», – говорит газете ВЗГЛЯД аналитик ИФК «Солид» Елена Юшкова.

Кроме того, Тарвисио расположен всего в нескольких километрах от Австрии, поэтому, не исключает Юшкова, в будущем ответвление от «Южного потока» может пойти в Австрию, даже если сегодня такой вариант не рассматривается.

Россия поставляет сейчас 17,1 млрд кубометров газа в Италию, причем транзитом через Украину. Когда будет построена эта нитка «Южного потока», Россия сможет поставлять в Италию 22,5 млрд кубометров газа (исходя из мощности). «Если спрос на газ в Италии вырастет, то Россия будет пользоваться и услугами Украины, и «Южным потоком». Если спрос в Италии на газ не вырастет, то Россия может закрыть потоки через Украину и полностью перенаправить газ по «Южному потоку», – рассуждает Симонов, добавляя, впрочем, что объемы наземной части могут еще пересматриваться.

Почти все готово

В последний день октября Газпром уже подписал окончательное инвестсоглашение с Венгрией, а за два дня до этого – с Сербией. Теперь есть инвестсоглашение и со Словенией. Осталось только подписать такой же документ с Болгарией. По словам Миллера, сделать это планируется 15 ноября. А 14 ноября планируется принять окончательное инвестиционное решение по морскому участку газопровода, который пройдет от России до Болгарии по дну Черного моря. И 7 декабря, как уже было озвучено ранее, официально начнется строительство «Южного потока».

С Италией, понятно, вопросов никаких не возникает, так как риски всего «Южного потока» с Газпромом изначально разделила итальянская Eni. Что касается Австрии и Греции, которые тоже изначально должны были принять участие в строительстве «Южного потока», то Газпром заморозил создание с ними СП по этому проекту. Раньше планировалось, что конечной точкой трубопровода будет австрийский хаб Баумгартен, однако потом решили провести трубу до итальянского Тарвисио, где проходит газопровод TAG, соединяющий австрийский хаб Баумгартен.

Эксперты считают это логичным шагом, так как итальянский хаб менее крупный, чем австрийский, и конкуренция среди поставщиков будет не такой серьезной. Эксперты также сомневаются, что «Южный поток» в конечном счете будут достраивать до Австрии. Что касается Греции, то заморозка СП связана и с кризисом в стране, и с желанием Газпрома купить греческую компанию DEPA.

Осталась одна Болгария

Болгария не случайно в числе последних, с кем Газпром подписывает инвестсоглашение в рамках проекта «Южный поток». Если без Австрии и Греции проект «Южного потока» все равно реализуем, то вот участие Болгарии в проекте очень важно. Конечно, в крайнем случае можно было бы вывести трубопровод в обход Болгарии в Румынии или через территорию Турции и Греции. Но это менее экономически выгодные пути. Если создать газотранспортный узел в Болгарии, то оттуда поставки газа можно осуществлять сразу по двум направлениям – на юго-запад и на северо-запад, что экономически целесообразней.

Однако Болгария, понимая важность подписания с ней инвестсоглашения по «Южному потоку», решила воспользоваться этим для того, чтобы добиться от России уступок. В частности, Болгария увязывала подписание окончательного инвестсоглашения с Газпромом с условиями поставок газа. Впрочем, теперь Миллер говорит, что «эти  вопросы не взаимоувязаны». Ранее в этом году, добавил он, уже были внесены изменения в контракты на поставку газа в Болгарию.

Однако Болгария также пытается надавить на Россию и в вопросе снижения компенсаций за отказ от строительства АЭС в Белене. Ранее Болгария отказалась от строительства АЭС из-за недостатка инвесторов и под давлением западных стран, озабоченных усилением энергозависимости страны от России. В ответ на это Россия потребовала выплатить ей компенсацию в 1 млрд евро. В сентябре премьер-министр Болгарии назвал «предательским» такое требование России, намекнув, что у нее могут быть проблемы в продвижении газопроводного проекта «Южный поток».

«7 декабря начнет строиться морская часть «Южного потока», и, конечно, Газпром хотел бы показать, что уже все готово и по ту сторону Черного моря, что никаких проблем со строительством наземной части не будет», – говорит газете ВЗГЛЯД гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

«Думаю, что с Болгарией никаких проблем не будет. До 7 декабря вопрос будет решен. Хотя бы потому, что Путин собирался еще в начале ноября поехать туда и подписать это соглашение, просто президент перенес все свои заграничные поездки», – считает Симонов.

«Болгарию долго убеждали, она очень много выпила крови, потому что болгарское руководство занимает явно не пророссийскую позицию, но все-таки коммерчески мы его убедили в необходимости «Южного потока», – добавляет эксперт.

Впрочем, ради «Южного потока» Газпрому пришлось дать Болгарии скидку на газ и, вероятно, придется пойти на уступки и в атомной сфере – по компенсациям за отказ от строительства АЭС в Белене, не исключает Симонов. «Этот пример как раз показывает, что у нас нет единой энергетической стратегии: какой смысл нам было вообще строить атомную станцию в стране, которая является потребителем нашего же газа, сами себе создаем конкурента», – добавляет он.

«Болгария все-таки заинтересована в сотрудничестве с Россией, так как расценивает Российскую Федерацию как важного стратегического партнера и инвестора. По последним данным, по доле участия в экономике Болгарии российский бизнес занимает второе место, уступая лишь Турции»,  – говорит Юшкова.

Для России, по ее словам, Болгария интересна в свете противодействия расширению НАТО на Восток, обеспечения своих экономических интересов, в т.ч. нефтегазовых, а также усиления влияния России в целом на Балканах. Поэтому строительству «Южного потока» на политическом уровне ничего помешать не должно, также считает она.

Как писала газета ВЗГЛЯД, стоимость проекта «Южный поток» выросла на 0,5 млрд евро, при этом сроки выхода на полную мощность в 63 млрд кубометров газа в год сократили на один год. Стоимость строительства морского участка осталась в районе 10 млрд евро, цена строительства сухопутных участков по территории Европы выросла с 5,5 млрд евро до 6 млрд евро. Удорожание может быть связано как раз с ускорением реализации проекта.

Как планируется, в 2016 году по «Южному потоку» Газпром будет поставлять 15,75 млрд кубометров газа, в 2017 году – 47,25 млрд кубометров, а в 2018 году выйдет на проектный уровень в 63 млрд кубометров газа. Газопровод может быть наполнен до одной трети газом по новым контрактам, две трети мощностей предполагается для старых контрактов.

Газопровод планируется построить через территорию Болгарии, Сербии, Венгрии, Словении на север Италии, также могут быть построены отводы в Боснию и Герцеговину и Хорватию.

Автор: Ольга Самофалова

Источник: Взгляд, 13.11.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики