Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» жалуется правительству на японские банки

«Газпром» жалуется правительству на японские банки

Компания Sakhalin Energy, где газовая монополия является основным акционером, хочет разместить облигации на $1,5 млрд

Крупнейший в мире поставщик газа не вполне доволен своими отношениями с японскими кредиторами компании Sakhalin Energy Investment Ltd. — оператора нефтегазового проекта «Сахалин-2». Как следует из письма предправления «Газпрома» Алексея Миллера вице-премьеру Игорю Шувалову, японские банки, ранее выдавшие компании кредиты на $5,3 млрд, не дают согласия на размещение Sakhalin Energy облигаций на $1,5 млрд.

«Газпром» — крупнейший акционер зарегистрированной на Бермудах Sakhalin Energy (50% плюс одна акция), также в число владельцев входит англо-голландская Royal Dutch Shell (27,5%), японские Mitsui (12,5%) и Mitsubishi (10%). В письме, отправленном в середине ноября, Миллер сообщил, что идет работа по привлечению Sakhalin Energy дополнительного финансирования на сумму $1,5 млрд для проекта «Сахалин-2». Предлагаемая форма привлечение средств — выпуск облигаций. Одновременно из письма следует, что вырученные на рынке капитала деньги «Газпром» рассчитывает потратить не только на «Сахалин-2», но и на «финансирование других проектов Общества» (ОАО «Газпром». — «Известия»).

«Вся сумма привлеченного финансирования будет распределена между акционерами [Sakhalin Energy]. Таким образом, Общество [ОАО «Газпром»] получит до $750 млн без увеличения собственной программы заимствований и сможет направить эти средства на финансирование своей Инвестиционной программы, в том числе крупных международных проектов», — говорится в письме.

Миллер при этом сообщает «о трудностях во взаимодействии» с японскими кредиторами Sakhalin Energy. По его словам, кредиторов беспокоит рост долговой нагрузки, а также условия размещения. Банки взяли паузу на анализ планов Sakhalin Energy, но Миллер подчеркивает, что согласие кредиторов требуется уже в ближайшее время, когда «в благоприятном окне на рынке» можно разместить проектные облигации. Более того, «есть основания усматривать в действиях кредиторов стремление необоснованно получить дополнительный контроль над сделкой». Поэтому Миллер попросил Шувалова «в ходе встреч с соответствующими японскими институтами отметить необходимость конструктивного подхода к согласованию условий указанной сделки». В конце ноября Игорь Шувалов как раз должен был ехать в Токио с официальным визитом (поэтому «Газпром» обратился к нему, а не к Аркадию Дворковичу, курирующему в правительстве ТЭК).

Кредиты из Японии Sakhalin Energy получала в 2008 году: Япония стала основным потребителем газа с «Сахалин-2», и местные банки выдали проекту в общей сумме $5,3 млрд. На государственный Японский банк международного сотрудничества (JBIC) пришлось $3,7 млрд, еще около $1,6 млрд — на консорциум коммерческих банков.

Конфликт касается исключительно японских кредиторов Sakhalin Energy. В головном офисе Mitsubishi Corp. «Известиям» сообщили, что никаких разногласий между акционерами в настоящий момент нет. Оперативный комментарий JBIC получить не удалось.

Аналитики недовольство японского кредитора находят вполне логичным и нормальным вариантом развития событий, особенно сейчас — в условиях, когда активы многих банков переполнены не очень хорошими кредитами.

— Скорее всего, в договоре Sakhalin Energy с кредитором присутствуют какие-то ковенанты, где оговорена некая предельно долговая нагрузка. Не исключаю, что есть и пункт об эксклюзивном финансировании, то есть обращаться в другие финансовые институты за заимствованием можно только при согласии этого банка, — считает начальник аналитического управления ГК «Регион» Валерий Вайсберг. — Им, наверное, придется искать рефинансирование, то есть как минимум частично погасить существующие обязательства перед JBIC, для того чтобы он разрешил увеличивать размер долговой нагрузки. Тот факт, что финансирование проекта планируется в виде проектных облигаций, говорит о том, что круг инвесторов может быть очень широким.

В «Газпроме» подтвердили планы по размещению облигаций и дали понять, что разногласия носят точечный характер.

— С кредиторами обсуждаются условия привлечения дополнительного финансирования в виде проектных облигаций. В целом действующие кредиторы проекта не возражают против привлечения дополнительного финансирования в виде проектных облигаций, — ответили в управлении информации холдинга.

Впрочем, на что Sakhalin Energy нужны $1,5 млрд, в компании не говорят. О том, что расходы на «Сахалин-2» должны вырасти, сообщилось в сентябре на конференции «Нефть и газ Сахалина». Тогда исполнительный директор Sakhalin Energy Андрей Галаев заявил, что проект может потребовать еще не менее чем $12 млрд для реализации планов по бурению новых скважин на Лунском и Пильтун-Астохском месторождениях. Эта сумма превышает предельный уровень затрат, утвержденных еще в 2008 году, на 25%.

Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов полагает, что $1,5 млрд — это лишь часть средств, в которых нуждается Sakhalin Energy, чтобы закрыть текущие оперативные дырки и для поддержания добычи в рамках уже существующей ресурсной базы и существующих месторождений. По его мнению, увеличение затрат происходит на фоне нарастающих проблем с добычей углеводородов.

— Если же они собираются строить третью очередь завода, им потребуется еще порядка $8-11 млрд, соответственно, нужно планировать в рамках какого проекта, газ же нужно брать с «Сахалина-3», то есть с Киринского месторождения, соответственно, тоже нужно как-то соединять с этим проектом и обеспечивать поставки газа в трубу, — говорит Симонов.

Что касается того, передал ли Шувалов в ходе своей поездки претензии «Газпрома» японским финансистам, то в аппарате вице-премьера ответили уклончиво.

— Во время встречи поднимался круг вопросов, связанный с сотрудничеством в области энергетики, — сказал представитель Шувалова.

Автор: Маргарита Казанцева

Источник: Известия, 05.12.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики