Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия добивается вывода Газпрома из-под действия Третьего энергопакета ЕС

Россия добивается вывода Газпрома из-под действия Третьего энергопакета ЕС

Газпром не умещается в Третий энергопакет. Европейский документ предписывает российскому госхолдингу обеспечить доступ сторонних компаний к половине своей газопроводной инфраструктуры в ЕС. Однако у этого положения есть ряд противоречий, отмечают эксперты

Третий энергопакет хоть и преследует цель уменьшить якобы доминирующую роль Газпрома в поставках сырья Европе, может вообще оставить страны ЕС замерзать без российского газа. Дело в том, что доступ мифических компаний к мощностям Газпрома снизит рентабельность бизнеса концерна и вообще поставит вопрос о целесообразности прокачки. Рассказывает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин:

«Если Газпром будет давать доступ к своей газотранспортной системе, то тем самым будет уменьшаться рентабельность продаж и тем самым окупаемость проекта будет под большим вопросом. Да, когда Газпром выйдет на окупаемость инвестиций, тогда можно говорить о выполнении Третьего энергопакета. Но сейчас я, если не об отмене, то хотя бы о некой отсрочке, точно бы вел переговоры с Евросоюзом».

Кроме отсрочки есть ещё один способ, который позволит сохранить рентабельность поставок Газпрома, а значит, и обеспечение топливом замерзающие европейские государства. Это придание газопроводам, которые проходят по той или иной стране, статуса национального проекта. Тогда Еврокомиссия может вывести ответвления из-под норм Третьего энергопакета. То есть освободить от требования открывать половину мощностей для третьих поставщиков.

Можно, конечно, понадеяться на некий апгрейд документа. Например, рассматривать «Южный поток» или «Северный» как единый трансграничный инфраструктурный проект. В таком случае энергетический закон также не действует. Пока же еврорегуляторы пытаются применить свои нормы по каждому из участков Газпрома отдельно. Возможно, это происходит потому, что при разработке документа не ориентировались на гигантские газовые артерии, подобные российским газопроводам. Такое предположение высказал директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин:

«Надо заметить, что последние несколько десятков лет в Евросоюзе не вводилось ничего такого крупного, например, как наш „Северный поток“, и тем более „Южный поток“. Поэтому действия этого Третьего энергопакета не учитывают подобные инвестиционные программы и проекты».

В ряде стран Газпром уже получил поддержку. Болгария и Венгрия придали проекту «Южный поток» статус национального. Аналогичное решение готовится Сербией. Канцлер ФРГ Ангела Меркель пообещала президенту России Владимиру Путину, что будет выступать за 100%-ное использование мощностей «Южного потока» Газпромом, если не найдутся альтернативные поставщики. А они не найдутся. По крайней мере в российском Фонде национальной энергетической безопасности их не видят. Руководитель аналитического управления этой организации Александр Пасечник считает, что Газпром обязывают допускать до своих мощностей несуществующих игроков:

«Есть основания полагать, что Газпром всё-таки добьется своего, потому что главное обременение — это резервирование до 50% мощностей под сторонних производителей газа. То есть, по сути, резервируют под несуществующих поставщиков».

Надо признать, Газпрому просто тесно в рамках Третьего энергопакета. В конце недели на саммите в Брюсселе Россия передаст Евросоюзу проект модифицированного соглашения о трансграничных газопроводах. Оно подразумевает исключение Газпрома из-под действия европейских энергетических законов.

Автор: Александр Кашапов

Источник: Голос России, 17.12.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики