Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Разделение сбыта и электросетей приводит к росту неплатежей

Разделение сбыта и электросетей приводит к росту неплатежей

Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов считает, что разделение электросетей и сбыта не имеет смысла. Вместо увеличения конкуренции и повышения притока инвестиций в отрасль, такая мера приводит к ухудшению управляемости и росту неплатежей.

В качестве примера он привел ситуацию с положением электроэнергетики на Северном Кавказе. До 2011 г. там применялась особая модель: сбыт и сети имели единое управление. Однако в декабре прошлого года премьер-министр Владимир Путин, а месяцем ранее — вице-премьер Игорь Сечин раскритиковали менеджмент ряда государственных энергокомпаний за серьезные финансовые нарушения в отрасли. В числе проблем был назван и Северный Кавказ. Реакцией на критику стали кадровые перестановки в ряде компаний, а «забытый» регион вернули в общую логику реформирования электроэнергетики, и в 2012 г. сети от сбытов были отделены.

Во время недавнего правительственного совещания по проблемам электроэнергетики, посвященного Северному Кавказу, премьер Дмитрий Медведев заявил, что ситуация в регионе критическая.

«Выступивший на совещании министр энергетики Александр Новак конкретизировал цифры: суммарная задолженность энергосбытовых компаний республик Северного Кавказа перед оптовым рынком на начало ноября достигла 23,6 млрд руб., примерно по 40% этой суммы обеспечили Дагестан и Чечня. Весьма удивительные выкладки, ведь на конец 2011 г. долг северокавказских сбытов составлял лишь 14 млрд руб. То есть за год исправления ошибок долги сбытов перед генерацией едва ли не удвоились», — пояснил К.Симонов.

Только за первое полугодие 2012 г. «МРСК Северного Кавказа» по МСФО получило убыток в размере 422,3 млн руб. против прибыли в 438,1 млн руб., полученной компанией годом ранее. За 6 месяцев выручка МРСК СК сократилась на 13,3% — до 5,96 млрд руб. Более чем до 6 млрд руб. возросла чистая задолженность территориальных сетевых и сбытовых организаций перед МРСК СК, что уже сегодня привело к затруднениям в финансировании не только инвестиционной программы, но и заработной платы.

Последний год в компании наблюдается кадровая чехарда. С декабря 2011 г. обязанности гендиректора МРСК СК исполнял Алексей Демидов, которого в июне 2012 г. сменил Олег Новиков. Однако вскоре был уволен и он.

Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности отметил, что к 2011 г. потери при транспортировке электроэнергии в сетях Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии и Ингушетии вернулись в пределы нормативов, в этих регионах решена была проблема неплатежей.

«Даже в непростых Дагестане и Чечне были также достигнута позитивная динамика. Так, в Дагестане потери в сетях упали с 50% до почти 30%. И только в 2012 г. картина вновь стала меняться в худшую сторону», — подчеркнул К.Симонов. «Деление и дробление вовсе не являлись самоцелью реструктуризации РАО „ЕЭС России“. Думается, что госругеляторы, что называется, вошли во вкус. И чувство меры им отказало», — резюмировал эксперт.

При это он отметил, что правительство признало ошибки и запустило процесс разумной интеграции: было принято решение об объединении сетевых компаний, государство вернуло контроль за «последней милей», ведущей к конечным потребителям. Однако, считает К.Симонов, необходимо ввести четкие критерии эффективности руководителей сбытовых и сетевых компаний. Эти критерии — это уровень собираемости оплаты и уровень потерь в сетях. И именно в последнем показателе, по его замечанию, всегда «прячется воровство».

Значительная часть долгов на Северном Кавказе приходится на предприятия ЖКХ и территориальные сетевые организации, которые отключать запрещено. К.Симонов считает, что «разрешение не оплачивать счета за электричество — сомнительный ход с точки зрения нормализации ситуации в том же коммунальном хозяйстве».

Источник: РБК, 25.12.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики