Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» теряет рынок?

«Газпром» теряет рынок?

В 2012 году экспорт газа из России в Европу сократился. Столь низких объемов продаж у концерна «Газпром» не было последние десять лет. Снижение поставок эксперты связывают с политикой руководства ведущего российского газодобытчика, которое считает, что главное — не количество проданных кубометров, а полученная выручка. Но, как выяснил обозреватель «РусБизнесНьюс», сокращая добычу и повышая цены на свою продукцию, «Газпром» рискует потерять рынки сбыта, и, соответственно, доходы.

По данным председателя правления концерна Алексея Миллера, экспорт в дальнее зарубежье сократился в минувшем году с 150 до 138 миллиардов кубометров газа. Следуя избранной бизнес-модели развития, «Газпром» в 2012 году автоматически снизил добычу на 4,9%. В декабре компания добывала в сутки в среднем 1,5 миллиарда кубометров, что весьма скромно: например, в 1997 году среднесуточная добыча составляла 1,7 миллиарда.

Снижение объемов производства объясняется политикой газовой монополии. Руководители «Газпрома» не раз заявляли журналистам, что объемы продаж не так важны, как выручка. А доходы концерна в последние годы были на уровне, благодаря регулярному росту тарифов. Средняя цена в Европе за 1 тысячу кубометров составила в 2011 году 384 доллара США. В 2012-м она еще выросла, перевалив за 400 долларов. Не смотря на это, руководство монополии рассчитывало сохранить объемы экспорта на прежнем уровне, то есть не меньше 150 миллиардов кубометров в год. Не вышло.

Генеральный директор компании East European Gas Analysis Михаил Корчемкин называет снижение максимальной суточной добычи плохой новостью: конечно, надо ориентироваться на потребителя, но, поддерживая уровень цен и даже повышая их, «Газпром» совершенно напрасно отдаёт европейский рынок другим поставщикам и плюс к тому стимулирует развитие угольной энергетики.

Руководитель Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов убежден, что сохранить рынок можно одним путем: увеличив производство энергоносителей. Соответственно, нужно срочно инвестировать в разработку новых месторождений. Вместо этого, отмечает эксперт, «мы „режем“ новые нефтегазовые проекты и фантастически радуемся этому — это абсурдное отношение».

На словах «Газпром» пытается развивать сырьевую базу. В октябре 2012 года А.Миллер сообщил президенту РФ Владимиру Путину, что концерн планирует начать реализацию второго этапа Восточной газовой программы, предусматривающего создание двух новых центров газодобычи: Якутского и Иркутского. Запасы формирующих их Чаяндинского и Ковыктинского месторождений составляют 3,7 триллиона кубометров. Газ планируется продавать в основном на внутреннем рынке (предусмотрены поставки в Западную Сибирь), а также сжижать (около Владивостока будет построен завод, к которому протянут из Якутии трубу длиной 3 200 километров), чтобы отправлять в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Однако, как считает руководитель экспертно-аналитического управления по топливно-энергетическому комплексу Института энергетической стратегии Алексей Белогорьев, проект носит чисто политический характер: провозглашая строительство новых газопроводов, федеральные власти хотят с их помощью связать Дальний Восток с остальной Россией. С экономической точки зрения все не так однозначно: газ с Чаянды и Ковыкты будет раза в два дороже, чем из Уренгоя. Население Сибири вряд ли этому обрадуется.

Возникнут сложности и с экспортом газа. Потребности Японии и Кореи невелики — единственным реальным потребителем в Азии мог бы стать Китай. Эта страна еще 20 лет назад предлагала России построить газопровод, но «Газпром», сориентированный на Запад, просьбу проигнорировал. Нишу тут же заняла Туркмения, протянув в Поднебесную две трубопроводных нитки. Китай стал хозяином положения и теперь не хочет покупать газ из России дороже 250 долларов США за 1 тысячу кубометров. Стороны не могут договориться по цене, и строительство газопровода «Алтай» пришлось отложить.

Вряд ли исправит ситуацию и Ковыктинский сжиженный природный газ. Спотовые (биржевые) цены на СПГ сегодня таковы, что та же Япония отказывается от него и переходит на мазут. Ведущие мировые поставщики СПГ в связи с этим стремятся заключить долгосрочные контракты, по которым цены на него ниже, чем на мазут. Но «Газпрому» это не поможет, поскольку затраты на производство у него выше, чем в других регионах мира.

Эксперты единодушны: «Газпром» не сможет нарастить добычу, преобразуя метан в сжиженный природный газ. Концерну следует изменить бизнес-модель: нужно искать резервы для снижения издержек, чтобы остаться на европейском рынке и выйти на азиатский.

Президент Союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль предлагает сократить объемы газа, направляемого на российские нужды. Коэффициент полезного действия компрессорных станций, задействованных в газпромовской трубопроводной сети, не превышает 25%, отчего они «съедают» часть миллиардов кубометров топлива. Установка современных газотурбин позволит в два раза сократить расходы на транспортировку.

Кроме того, отмечают участники рынка, пора прекращать возводить безумно дорогие газопроводы типа Сахалин — Хабаровск — Владивосток или Джубга-Сочи. Откуда взялась стоимость одного километра последнего в 2,7 миллиона долларов вместо расчетных 900 тысяч, можно понять на примере закупок «Газпромом» труб большого диаметра. Как установила Федеральная антимонопольная служба, концерн искусственно исключил из тендерных торгов производителей, то есть трубные компании, сформировав лоты соответствующим образом. Вместо множества поставщиков у «Газпрома» появился всего один, который покупал продукцию по завышенным ценам. Появился он практически одновременно со стартом проекта Nord Stream.

Генеральный директор ЗАО «Оптические кабели связи 01» Николай Васильев как-то заявил в интервью, что «Газпром», закупая продукцию в 3–5 раз дороже, уводит прибыль в оффшоры. При таких масштабах утечки капитала никакое серьезное развитие невозможно — и в России нет перспективных проектов в газовой сфере. Продажи голубого топлива падают, а руководство монополии даже не помышляет о снижении тарифов либо о производстве новых продуктов. В итоге, сетует Н.Васильев, получается странная картина: в стране есть нефть и газ, есть потребности в полиэтилене и полипропилене, а переработка углеводородного сырья не налажена.

Газовой промышленности России есть над чем работать. Но ответить на вызовы «Газпром» не сможет, если не первом месте у него будет стоять только сиюминутная прибыль. Компании, думающие о будущем, иногда работают себе в убыток, отрабатывая новые технологии и производства. «Газпром», полагает Алексей Белогорьев, далеко вперед не заглядывает — ему нужны деньги на инвестиции сегодня, а потому вместо завоевания новых рынков проедает свое будущее.

Продолжающаяся бизнес-практика делает бессмысленным предоставление «Газпрому» налоговых льгот, призванных подстегнуть инвестиционную активность корпорации. Хотя, как считает Геннадий Шмаль, нефтегазовому комплексу надо помогать: «Следует уходить от прямолинейных налогов и более жестко воздействовать на тарифную и ценовую политику. Все эти меры помогут решать стратегические задачи не только газоперерабатывающей отрасли, но и всему реальному сектору».

Автор: Владимир Терлецкий

Источник: РусБизнесНьюз, 21.01.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики