|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ЕС: энергобезопасность - общая, интересы - раздельные? ЕС: энергобезопасность - общая, интересы - раздельные?Шестая Европейская газовая конференция в Вене станет очередной международной площадкой, на которой ключевые игроки на энергетическом поле попытаются выработать стратегию обеспечения европейской энергетической безопасности. До сих пор такие попытки не увенчались «прорывными» результатами Главная причина отсутствия весомых результатов заключается в том, что Европейский союз в целом и ряд руководителей Еврокомиссии в частности до сих пор не могут определиться со своим отношением к России. Оставаясь главным потребителем российского газа, Евросоюз регулярно пытается вставлять «палки в колеса» взаимовыгодному энергетическому диалогу между Россией и ЕС. Зависимость Евросоюза от российских энергоресурсов — объективная реальность. Согласно экспертным оценкам, в настоящее время Документ констатирует, что «на геополитическом уровне 40% природного газа импортируется из России», и делает вывод, что Евросоюз «пока не располагает всеми необходимыми средствами для изменения международного рынка». А согласно собственным прогнозам брюссельского Центра экономических и политических исследований (CEPS), к 2020 году Россия может поставлять в Европу около 250 млрд кубометров газа — примерно половину европейского спроса на газ. И вот здесь начинается самое интересное, что объясняет внешне нелогичную и даже во многом самоубийственную политику Евросоюза в отношении России в энергетической области. Дело в том, что Евросоюз должен, как можно скорее, документально оформить запланированные до 2020 года поставки энергоресурсов. Этого требует от Брюсселя, в частности, необходимость быстро согласовать и начать реализовывать перспективный «антикризисный» финансовый бюджет организации, который рассчитан на период с 2014 по 2020 годы. Однако ситуация для Еврокомиссии такова, что за вычетом поставок из России «документально оформлять» пока нечего. Существующий лишь на бумаге газопровод Nabucco будет способен удовлетворять потребности Евросоюза в газе максимум на 5%. Да и то, если к его реализации удастся привлечь Азербайджан и государства Центральной Азии, что пока представляется весьма сомнительным. Отсюда перед Евросоюзом встает непростая дилемма. Либо признать существующее положение вещей и углублять взаимодействие с Россией, либо при помощи давления, шантажа, судебных разбирательств и прочих рычагов постараться максимально осложнить для российского газа путь в Европу, чтобы заставить российских партнеров пересмотреть свои обязательства. Ведь пока Евросоюз упорно продвигал явно нерентабельный проект Nabucco, Россия озаботилась заключением перспективных договоров на покупку центральноазиатского и, прежде всего, азербайджанского газа. Именно это обстоятельство не только позволяет европейцам рассчитывать на устойчивые поставки энергосырья из России, но и отвечает столь трепетно отстаиваемым Брюсселем требованиям диверсификации поставок, напомнил генеральный директор российского Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов: «Азербайджан разрабатывает достаточно крупные газовые месторождения, и, кроме того, надеется на еще большие объемы добычи после ввода в эксплуатацию второго блока месторождения „ Почему же в Еврокомиссии продолжают действовать во вред себе и пытаться максимально «выдавить» Россию с европейских энергорынков? Ведь даже вышеупомянутая Зеленая книга ЕС «К европейской стратегии безопасности энергоснабжения» констатирует, что «СССР и вслед за ним Россия всегда выполняли и выполняют свои обязательства по поставкам в соответствии с долгосрочными контрактами с Европейским союзом». Причина очень простая: Евросоюз как организация является заложником глобальных энергетических игр, затеянных, в первую очередь, США. Политика Брюсселя в энергетической области словно списана с «руководящих указаний», которые сформулировал еще в 1997 году бывший советник президента США по национальной безопасности Збигнев Бжезинский. Говоря о задачах американской политики в энергетической сфере применительно к евразийскому региону, он подчеркивал, что «независимый Азербайджан, соединенный с рынками Запада нефтепроводами, которые не проходят через контролируемую Россией территорию, также становится крупной магистралью для доступа передовых и энергопотребляющих экономик к энергетически богатым республикам Средней Азии». А Роберт Блейк — в свою бытность, помощник госсекретаря США — развил данное положение в более широком геополитическом плане. По его словам, «Центральная Азия лежит на критически важном стратегическом перекрестке, соединяющем Афганистан, Китай, Россию и Иран. Поэтому США хотят расширять взаимодействие и сотрудничество с этим важнейшим регионом». Понятно, что Евросоюзу в данных сценариях отводится роль всего лишь проводника американских интересов. Что же касается отдельных «Налицо огромный разрыв между интересами Евросоюза как организации со столицей в Брюсселе и отдельными входящими в него европейскими странами. Это касается, в первую очередь, крупных потребителей таких, как Германия. Они очень заинтересованы в российском газе. С одной стороны, запущен газопровод „Северный поток“, поставляющий российский газ на рынки Европы. С другой — российские власти допустили немецкие компании на российский рынок, к российским энергоресурсам. Таким образом, можно утверждать, что очень интересный и конструктивный диалог в энергетической сфере успешно развивается. А Еврокомиссия своими действиями подобному диалогу попросту мешают». В общем, насколько разработанные администрацией США глобальные планов в энергетической области соответствуют геополитической стратегии американцев, настолько же они не отвечают интересам энергетической безопасности Европы. Германия, Италия, Франция и другие ведущие страны ЕС это хорошо понимают. А вот многие еврочиновники, похоже, продолжают мыслить категориями «холодной войны» и «энергетических войн». Автор: Петр Искендеров Источник: Голос России, 29.01.2013 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и ТурцииВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|