Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Южный поток» потребует еще больше 500 млрд рублей инвестиций, объявил «Газпром»

«Южный поток» потребует еще больше 500 млрд рублей инвестиций, объявил «Газпром»

Общая стоимость «Южного потока» приближается к $40 млрд — почти половина пойдет на дополнительные ветки, соединяющие российские магистральные трубы с международным газопроводом. Стоимость километра новых газопроводов в среднем составит $7 млн — в 2—2,5 раза дороже европейских аналогов. Эксперты ждут жесткой критики проекта.

Трубопроводный проект «Южный поток» потребует еще больше 500 млрд рублей инвестиций, объявил «Газпром», уточнив, что средства пойдут на обеспечение поставок газа в трубу, то есть на строительство газопроводов, соединяющих газотранспортную систему с «Южным потоком».

Этот проект носит название «Южный коридор», срок его реализации — до 2017 года. Общая сумма инвестиций составит 509,586 млрд рублей. Объем инвестиций в «Южный поток» составляет 16 млрд евро, то есть общая стоимость проектов приблизилась к $40 млрд.

«Южный поток» призван снизить зависимость России от транзита через украинскую территорию. Строительство трубы началось в декабре прошлого года. Газопровод пройдет по дну Черного моря от компрессорной станции «Русская» под Анапой в болгарский порт Варну. Далее он должен быть разделен на две ветви, которые пройдут через Балканский полуостров в Италию и Австрию.

Изначально проект реализовался на паритетных началах «Газпромом» и итальянской Eni. Сейчас «Газпрому» принадлежит 50% проекта, Eni владеет 20%, и по 15% принадлежит французской EDF и германской Wintershall (структура BASF). Пропускная способность газопровода должна составить 63 млрд кубометров газа в год. Всего планируется прокладка четырех ниток мощностью около 15,75 млрд кубометров газа каждая.

«Затраты на строительство новых труб сюрпризом не стали, — комментирует глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — Было известно, что будут построены две дополнительные ветки до «Русской» — от компрессорной станции Писаревка в Воронежской области (834 км) и от КС «Починки» в Нижегородской области (1,6 тыс. км)». Но «Газпром» не объявлял сумму инвестиций. «По расчетам наших экспертов, исходивших из километража новых газопроводов и средней стоимости строительства «Газпрома», объем инвестиций должен был составить 12—13 млрд евро, то есть практически те же $16—17 млрд, о которых говорит «Газпром», заметил он.

Стоимость одного километра новых газопроводов в среднем составит $7 млн.

Глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин напоминает, что недавно в Чехии был введен в строй газопровод Gazelle, имеющий тот же диаметр, что и будущие трубы «Южного коридора», — 1420 мм. «В Чехии затраты составили 2,3 млн евро (около $3,1 млн) на километр, — рассказывает эксперт. — Немецкая труба OPAL того же диаметра стоит 2,1 млн евро ($2,83 млн) за км».

«Газпром» в текущем году намерен сократить инвестпрограмму почти на треть. В декабре совет директоров компании утвердил запланированные инвестиции в размере 705,41 млрд рублей, что на 27,7% меньше, чем в 2012 году (974,65 млрд рублей). Капиталовложения составят 658,455 млрд рублей, из которых основная часть (655,158 млрд рублей) составят расходы на капитальное строительство. Причем «Южный поток» указывается как одно из основных направлений инвестиций.

Симонов признает, что затраты на «Южный поток» с учетом «Южного коридора» «весьма велики». «Эти деньги «Газпром» мог бы направить на другие проекты, и критика «Южного коридора» будет серьезной, — говорит глава ФНЭБ. — Основной аргумент в данном случае понятен — Россия могла бы продолжать использовать украинскую газотранспортную сеть».

Но перспективы развития отношений с Украиной в топливно-энергетической сфере, по словам эксперта, по-прежнему не очевидны. «И в этом свете затраты на «Южный поток» оправданы. Проект крайне дорогой, но это вынужденная мера», — объясняет Симонов. А аналитик, настоявший на анонимности, называет одним из последствий реализации проекта «перераспределение средств «Газпрома» в пользу трейдинговых структур, осуществляющих поставки труб большого диаметра».

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.RU, 29.01.2013

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики