Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Вместо топлива для машин – «топливо» для людей?

Вместо топлива для машин – «топливо» для людей?

Эксперты обращают внимание на ряд новых вызовов, с которыми сталкивается Россия. В их числе сланцевая революция и создание новых энергетических источников. Всё это способно заметным образом изменить ныне существующий геополитический расклад сил

Россия готовится к смене энергетической парадигмы, заявил недавно в Давосе премьер Дмитрий Медведев. Аналитики находят это вполне дальновидным. Как известно, сегодня Россия весьма зависима от положения дел на мировом энергетическом рынке. Довольно заметная доля её бюджета — это доходы от продажи углеводородов. Поэтому любые подвижки на этом направлении теоретически чреваты для страны неприятностями — от мелких до весьма крупных и даже фатальных.

Государство достаточно давно выбрало курс на диверсификацию экономики. Но первые шаги на этом пути даются с трудом. Иного и не могло быть. Поскольку задача слишком серьёзна, а требуемые реформы слишком глубоки, чтобы решить её кавалерийским наскоком.

По мнению премьера Медведева, энергетическая революция происходит каждые 50–70 лет. Поскольку с момента взрывного развития нефтегазовой отрасли прошло как раз около века, самое время задумываться о будущем.

Собственно, эксперты обозначают два магистральных направления этой самой энергетической революции: радикальная замена углеводородов некоей альтернативой. И промежуточная стадия на пути к такой замене — технологический переворот в добыче полезных ископаемых. По сути, человечество уже заходит на вираж, на выходе из которого мы окажемся в совершенно иной энергетической реальности.

Вместе с тем с позиций сегодняшнего дня рассуждать об экзотических альтернативах нет особого практического смысла. Возможно, ветровые, волновые, тектонические и прочие такого рода возобновляемые, экологически чистые источники энергии когда-нибудь и станут тривиальными. Но пока единственной эффективной альтернативой углеводородам является мирный атом.

Однако и атомная энергетика при всей её относительной доступности никак не может заменить традиционные нефть, газ (и даже выглядящий сегодня настоящим анахронизмом уголь). Говорит директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

«Давайте посмотрим, что произошло в мировой энергетике за последние 60–70 лет. Что может претендовать на фактор революции? По большому счёту только атомная энергетика после Второй мировой войны. Но энергетическая революция так и не случилась. Доля атомной энергетики в мировом энергобалансе крайне незначительна. Произошла техническая революция. Но атом так и не стал полноценной заменой углеводородам. Да и перспективы самой ядерной энергетики после аварии в Японии (а до этого была авария в Чернобыле, а до этого — в США) оказались поставлены под вопрос. Закат нефти предрекали за последние сто лет много раз. Пока это всё преувеличение.

Я абсолютно убеждён, что угроза для России заключается не в том, что появится какая-то фантастически выгодная альтернатива нефти и газу. А в том, что уровень извлечения нефти и газа на территории России в ближайшие 10 лет может сократиться. Ни водородное топливо, ни «зелёная» энергетика не станут реальной альтернативой углеводородам. Конечно, они займут какую-то нишу. Но человечество потребляет всё больше энергоносителей. Если мы хотим решить проблему равного доступа, нам понадобится ещё больше энергоресурсов.

Международные организации прогнозируют определённое сокращение потребления нефти на горизонте 20–30 лет. Но нефть в этих прогнозах заменяется газом. Неслучайно Международное энергетическое агентство предложило термин «золотая эра газа». Т. е. основным топливом в ближайшие десятилетия будет природный газ. Если это понимать под революцией, то она нам только выгодна. Потому что крупнейшим обладателем мировых запасов газа всё равно остаётся Россия, с огромным отрывом от своих прямых конкурентов».

Между тем всё громче раздаются голоса тех, кто считает, что энергетические позиции России не столь крепки, как об этом говорят оптимисты. Речь, конечно же, идёт об относительно новой технологии добычи сланцевого газа посредством гидравлического разрыва пласта. По мнению экспертов, «сланцевая революция» становится реальной угрозой для основных экспортёров традиционных углеводородов. Компенсировать угрозу может управляемое снижение цен. Иначе отрасли в ближайшие годы грозит спад. А это будет означать неконтролируемый обвал цен. Однако краткосрочные интересы стран-экспортёров диктуют удержание высокой цены на газ. Так что, по всей видимости, с их стороны можно ожидать всяческого стимулирования эволюционного, а не революционного пути развития мировой энергетики.

Революционером в этой сфере выступают Соединённые Штаты. С их подачи перед миром вроде бы открываются фантастические энергетические перспективы. Однако эксперты полагают, что американская «сланцевая революция» стала возможной благодаря стечению ряда факторов, воспроизвести которые в другой стране не представляется возможным.

В числе таких факторов — участие мелких игроков. В Штатах по новой технологии первыми стали работать небольшие компании, готовые к гигантским финансовым рискам. Ещё один фактор — особенности американского законодательства. Американские землевладельцы во многих случаях являются собственниками добываемого на их участках газа. Иными словами, природные ресурсы далеко не всегда принадлежат государству. Ещё один фактор успеха новой технологии на территории США — это доступность бурового оборудования и данных геологоразведки.

Всё это к тому, что подобной комбинации факторов, как в США, нигде в мире (в том числе и в Европе) больше нет. Поэтому до коммерческой добычи сланцевых нефти и газа на других континентах еще очень далеко. Речь идёт об одном и даже нескольких десятилетиях.

Вместе с тем есть много шансов на то, что «сланцевая революция» выведет США в лидеры по добыче углеводородов вплоть до 2030 года. Сейчас Америка зависит от импорта энергоносителей, ввозя из-за рубежа около 20 процентов потребляемых источников энергии. К 30-му году Штаты смогут полностью обеспечивать себя сырьем. Всё это неизбежно спровоцирует передел мирового энергорынка. «Сланцевая революция» несет с собой глобальные изменения, — заявил британской газете The Times главный экономист компании ВР Кристоф Рюль. — Когда в одном регионе мира наблюдается значительный рост добычи, другие регионы вынуждены как-то реагировать».

Но и США, по мнению экспертов, заинтересованы в высокой цене на углеводороды и не будут отправлять на продажу все имеющиеся ресурсы. Уже сейчас себестоимость добычи сланцевой нефти составляет около 60 долларов и наблюдается тенденция к росту этого показателя. В общем, по всей видимости, цены на энергоносители даже в самый разгар «сланцевой революции» не рухнут вниз. Иными словами, бензин не будет стоить дешевле воды (как это было в самом начале автомобильной эры). «Сланцевая революция» не выведет человечество на новый виток изобилия. А раз так, то чего, спрашивается, «огород городить»?

К этому следует приплюсовать сомнения экологов насчёт самого метода гидроразрыва пласта. В скважину нагнетают весьма агрессивную смесь, состоящую из кислот, поверхностно-активных веществ, бензола и толуола. В результате загрязняются не только значительные площади, но и воздух над ними. Все вместе крайне неблагоприятно сказывается на окружающей среде.

Наверное, американцы могут шиковать. В США на одного жителя приходится около 30 квадратных километров территории. А вот в Европе с пространством гораздо хуже. При плотной европейской застройке поплёвывать на экологию нельзя. Да и сланцевого газа, по некоторым прогнозам, хватит всего лишь на 10–15 лет — до середины 20-х годов этого столетия. А его доля в общем потреблении составит всего несколько процентов.

Эти и ряд других соображений позволяют сделать вывод: в обозримом будущем сланцевые нефть и газ не смогут составить серьёзную конкуренцию традиционным. Говорит заместитель начальника управления анализа рынка акций нефтегазовой отрасли «Велес Капитал» Василий Танруков:

«На данный момент нет альтернативы. Есть только перспективы снижения потребления в развитых странах за счёт внедрения энергосберегающих технологий. Сланцевый газ и нефть — это те же углеводороды, но куда более дорогие, чем добываемые в России. Поэтому по большому счёту России только на руку сланцевая революция. Реально может угрожать перспективе углеводородов термоядерная энергетика. Но пока серьёзных успехов в этом не достигнуто. Возможно, лет через 30 действительно что-нибудь изменится.

Для России нет сейчас непосредственной и прямой угрозы того, что она будет вытеснена с рынков энергоносителей. России нужно просто воспользоваться текущей ситуацией и использовать доходы от продажи углеводородов для развития экономики в целом и в том числе для развития технологий, которые могут заменить в перспективе углеводороды. Но эта перспектива достаточно далёкая».

И здесь возникает тема ещё одной довольно неожиданной альтернативы, реальной по крайней мере для России. В Давосе премьер Дмитрий Медведев напомнил, что в начале ХХ века страна была одним из самых крупных поставщиком продовольствия. «Потом в силу известных причин мы с этого поля ушли, но у нас фантастические возможности для того, чтобы создавать продукцию и растениеводства, и животноводства. Поэтому в этом направлении мы тоже должны развиваться», — отметил Медведев.

Иными словами, Россия вполне способна сохранить свою конкурентоспособность в новой энергетической парадигме, кроме всего прочего за счёт переориентации на «топливо для людей» (поскольку мы используем продукты питания для поддержания энергетического баланса нашего организма). Кстати говоря, деньги на развитие агропромышленного сектора российской экономики вполне можно взять из «нефтянки».

Иными словами, слухи о том, что сланцевая революция кардинальным образом изменит нынешний расклад сил на мировом рынке энергоносителей, беспочвенны. Этого не произойдёт по многим причинам, о части которых говорилось выше. Однако из этого факта не следует, что России как мировому поставщику углеводородов можно «почивать на лаврах». Наоборот, необходимо использовать каждый день, чтобы оказаться технически и экономически подготовленной, когда произойдёт неизбежное и человечество овладеет концептуально новыми источниками энергии, к примеру, термоядом. Именно в этот момент и произойдёт радикальная смена энергетической парадигмы.

В этот момент на авансцену человеческой истории выйдут государства, сохранившие и приумножившие свой научный и технологический потенциал, в том числе и за счёт рационального, бережливого использования природных и человеческих ресурсов.

Автор: Сергей Дузь

Источник: Голос России, 28.01.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики