Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Газовый вопрос" повис в воздухе. С какими идеями В.Ющенко и Ю.Тимошенко едут в Москву

"Газовый вопрос" повис в воздухе. С какими идеями В.Ющенко и Ю.Тимошенко едут в Москву

Россия и Украина, по сути договорившись об уплате газовых долгов и новых схемах поставок, на деле зависли в шаге от подписания соглашений. Проще говоря, сказав "А", стороны так и не отваживаются сказать "Б". Как сообщили представители "Газпрома", украинская сторона пока взяла паузу. Особые надежды возлагаются на 20-22 февраля, когда в Москве будут находиться президент Украины Виктор Ющенко, который примет участие в неформальном саммите СНГ и премьер Юлия Тимошенко, которая встретится со своим российским коллегой Виктором Зубковым, чтобы обсудить вопросы поставок газа. Однако участники видеомоста Москва-Киев на тему: "Российско-украинские газовые соглашения. С посредниками или без?" оценивают шанс на достижение договоренностей весьма скептически. Причин этому много, и главная – нежелание сторон идти на уступки друг другу.

Впрочем, на деле всячески декларируется уважение суверенитета друг друга и неотъемлемых прав на диверсификацию. "Украина не может столь плотно зависеть от одного источника поставок газа", - отмечает советник премьер-министра Украины по энергетическим вопросам Александр Гудыма. Для этого Украина выдвигает разные идеи и предложения. В частности, так называемый White Stream – маршрут, недавно предложенный Ю.Тимошенко. Он предполагает, что Украина будет иметь самостоятельный доступ к среднеазиатским газовым месторождениям. Оттуда газ через Кавказ по дну Черного моря пойдет на Украину, а затем и в Европу. Участники мероприятия относятся к White Stream неоднозначно. "Как можно делать ставки на проект, под который нет ни денег, ни запасов в месторождениях", - недоумевает украинский политолог Андрей Ермолаев. Сама эта труба появится минимум через десять лет, как можно исходя из этого строить стратегии газовых отношений сегодняшнего дня?

Не стоит забывать, что этот антироссийский уже исходя из своего названия /параллель с "Голубым потоком"/ проект сомнителен с технической, экономической и энергетической точек зрения, вторит ему президент Центра политической конъюнктуры Константин Симонов. Запасы Средней Азии небезграничны и доподлинно никому не известны. Между тем, пока Украина убеждает Европу профинансировать новую трубу, Китай уже строит свой трубопровод в центральноазиатский регион. Поскольку китайские партнеры активно предлагают Киргизии и Узбекистану живые деньги /подчас, куда большие, чем платит Россия/, нет сомнения, что немалая часть добытого газа уйдет в Поднебесную. Европа уже начинает искать альтернативу в виде сжиженного газа из арабских стран – об этом можно судить по участившимся визитам в страны ЕС представителей нефтекомпаний Катара, Бахрейна и других государств региона. Что, Украина для обеспечения нужд своего нового трубопровода будет закупать сжиженный газ в арабских или, того лучше, латиноамериканских странах? Сомнительно, рассуждает К.Симонов. Поэтому было бы логично не пугать друг друга, а сообща рассудить, какой выход из создавшейся ситуации можно найти.

Один из наиболее приемлемых вариантов предлагает А.Ермолаев. Украина должна не искать альтернативу российскому газу, а смириться с монополией РФ, попытавшись при этом извлечь для себя максимальную пользу при минимуме рисков. В первую очередь нужно задуматься о том, как с большей выгодой получать газ. Можно, как предлагается, создать СП, посредством которого Украина вместе с Россией будет сама себе продавать газ. Подобное СП будет существовать только на бумаге – это очередной посредник, который ничего не решит. Гораздо лучше было бы создать консорциум с живыми, то есть, существующими не на бумаге активами. Россия, как экспортер энергоносителей, могла бы предложить нефть, а у Украины нет ничего, кроме трубы. Никто не говорит о продаже "трубы на Запад", но участвовать в консорциуме 50-ю процентами газотранспортной системы страна вполне могла бы. Это помогло бы обеим сторонам планировать совместную деятельность и эффективно развивать сотрудничество.

Конечно, предложения продать, сдать в аренду или в счет долга за газ трубу России раздаются уже давно – естественно, с российской стороны. И неизменно получают отпор со стороны украинской. "Москалям", покушающимся на "национальное достояние", Украина дает достойный отпор. Однако, судя по всему, никакого обоюдного согласия без какого бы то ни было решения по "трубе" не предвидится, так может быть задуматься о компромиссе на этот счет? "Россия должна четко прописать формулу цены на газ, Украина – поделиться трубой", - резюмирует К.Симонов.

У украинской стороны, разумеется, свой подход к решению вопроса. Как заявил А.Гудыма, решать его нужно с учетом того, что Россия и Украина – кто-то раньше, кто-то позже – окажутся во Всемирной торговой организации /ВТО/. А это означает, что торговые отношения мы уже будем строить с позиции партнеров по этой организации. "И мы будем, как члены ВТО, ставить перед Россией в том числе некоторые вопросы, связанные с транзитом, с доступом в российскую газотранспортную систему и к добыче газа", - подчеркнул А.Гудыма. Это предполагает рыночные цены как на транзит, так и на хранение газа. "Если Украина предоставляет России свою газотранспортную систему, мы хотим того же от России, в том случае, если Украина решит самостоятельно получать или производить газ в Азербайджане или Туркменистане. Мы должны возвратить себе право работать по прямым контрактам не только с Россией, но и со среднеазиатскими государствами", отметил он.

Кроме того, А.Гудыма предлагает России создать совместное предприятие "Карпатский поток" для строительства газопровода "Богородчаны-Ужгород", что будет способствовать увеличению мощности украинской ГТС. Этот газопровод планировался в рамках ООО "Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы Украины". Для его строительства еще в 2004 году была отведена земля, подписаны все документы, однако затем украинские власти инициировали подписание соглашений, исключающих реализацию проекта. Сейчас А.Гудыма призвал Россию вложиться в этот проект из соотношения "50х50". "Призываю вас этот шаг сделать", - сказал он, обращаясь к российской аудитории.

Понятно, что необходимость в компромиссе, что называется, назрела. И России без Украины, и Украине без России на газовом рынке Европы придется нелегко. И обеим выгодно решить свои проблемы, чтобы работать с западными потребителями, получая от этого дивиденды.

Деньги, кстати, Украине необходимы, прежде всего, для модернизации экономики. Сегодня она является в 2-3 раза более энергоемкой, чем европейская, и этот вопрос необходимо решать с помощью других энергоносителей /например, угля, запасов которого в стране хватит как минимум на 400 лет/ и гидроэлектростанций. Во-вторых, Ю.Тимошенко объявила о компенсации гражданам вкладов Сбербанка, и на это популистское мероприятие тоже необходимы средства, считает Е.Минченко. Поэтому в ходе предстоящих переговоров Украина будет давить на Россию с целью добиться для себя максимальных уступок. В качестве "аргумента за" может быть возврат к позабытой идее международного консорциума по строительству упомянутой ветки Богородчаны—Ужгород, которую украинские власти в свое время заклеймили, как "предательство нации". В качестве "страшилки" – угроза заблокировать вступление России в ВТО. Судя по высказываниям представителей украинской стороны, от идеи повысить ставки за транзит газа до 9 долл за тыс куб м решено отказаться. Ведь рост тарифов на прокачку неотделим от рыночной цены, которая, по словам Владимира Путина, составляет 314 долл за тыс куб м, если, конечно, Украина целиком перейдет на российский газ. Впрочем, А.Кинах отметил, что его страна понимает неизбежность полного перехода "на рынок", однако при этом ей необходим пятилетний адаптационный период. В настоящее время страна более чем на 70 проц зависит от поставок газа из России, и столь резкое удорожание болезненно отразится на ее бюджете.

Источник: Прайм-ТАСС, 19.02.2008


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики