|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Российско-украинские газовые соглашения. С посредниками или без? Российско-украинские газовые соглашения. С посредниками или без?Материал основан на выступлениях участников видеомоста Москва - Киев «Российско-украинские газовые соглашения. С посредниками или без?», организованного Российским агентством международной информации РИА Новости 19 февраля 2008 г.
Энергетическая безопасность – одна из важнейших составляющих, которая определяет в том числе уровень сотрудничества между Украиной и Российской Федерацией, уровень способности работать на стратегическую перспективу на равноправных условиях. Очень важно, чтобы эти вопросы обсуждались на высоком профессиональном уровне. Я уверен, что Украина и Россия будут важнейшей составляющей европейского континента, серьезными стратегическими партнерами. Реалии таковы, что через территорию Украины ежегодно транзитируется 115-120 млрд. кубометров газа из России и Средней Азии в Европу. Это почти 70% всего объема, который поставляется российской стороной в ЕС. В данных условиях крайне необходимо искать баланс интересов государств-поставщиков и государств-транзитеров и потребителей в Европе. Очень важно, чтобы стратегия сотрудничества опиралась на взаимное доверие и выполнение обязательств. Меня тревожит тот факт, что за последние годы Украина существенно снизила уровень энергетической безопасности. Наша страна потеряла прямые связи с поставщиками в Средней Азии – с Туркменистаном, Казахстаном, Узбекистаном. Ранее подписанные соглашения о сотрудничестве в газовом секторе, по сути, не выполняются, в том числе те, которые ратифицированы парламентом и имеют силу закона. Очень важен вопрос эффективного использования газотранспортных систем. Причем в нынешнем состоянии ГТС Украины способна доставить на западные границы минимум 140 млрд. кубометров газа. То есть наша система недозагружена. В то же время мы видим строительство альтернативных газопроводов – Северо-Европейского мощностью до 55 млрд. кубометров, «Южного потока» мощностью до 30 млрд. кубометров, практически действующего «Голубого потока». В условиях недозагруженности украинской ГТС это вызывает очень серьезную тревогу. Если дальше мы будем исходить из принципа, что приедет должностное лицо с Украины – премьер-министр или президент, изложит свою позицию на переговорах, и в результате будут приняты решения, которые соответствуют совместным интересам, то здесь Украина сильно ошибается. Когда речь идет об энергетической безопасности – здесь не только двусторонние отношения. Государство должно иметь консолидированную позицию. Здесь не может быть позиции президента, премьера, оппозиции или коалиции. Должна быть позиция государства, и тогда есть надежда на успех.
У меня есть предложение, которое, я думаю, объединит в Украине коалицию и оппозицию, а также получит поддержку в России и будет предметом разговора между премьером Юлией Тимошенко с российским коллегой в Москве. Мы говорим о тех возможностях, которые существуют в Украине по развитию двухстороннего сотрудничества в газовой сфере. Мы должны вспомнить то, что хорошо работает. Это совместное российско-украинско-турецкое предприятие «Газтранзит». Именно это предприятие, которое было создано в 1997 году, сегодня экспортирует около 5,5 млрд. кубометров российского газа в балканском направлении. Это предприятие должно показать нам, как надо работать в ближайшие годы. В прошлые годы был создан консорциум с управлением украинской ГТС. Он не соответствует сейчас украинскому законодательству. При этом если россияне отказались от идеи консорциума, то они не отказались от идеи увеличения мощности украинской ГТС в европейском направлении. Есть труба Богородчаны-Ужгород (Карпатский поток) с выходом на европейские страны. И эта труба должна иметь увеличение для роста пропускной способности украинской ГТС на 20-25 млрд. кубометров газа. Требуется всего $500 млн. Если сравнить удельные затраты по «Северному потоку», «Южному потоку», то получается, что Карпатский поток самый эффективный. Мы не считаем, что Россия делает какие-то недружественные шаги по отношению к Украине, когда пытается построить «Северный поток», потому что это соответствует энергетической стратегии России. Когда Россия хочет построить «Южный поток», мы также не считаем это недружественным шагом по отношению к Украине. Но у нас есть энергетическая стратегия Украины. И она говорит, что мы не можем себе позволить зависеть от внешнего источника, как это наблюдается сегодня, когда своего газа мы имеем 20 млрд. кубометров газа, а в России закупаем около 55 млрд. кубометров. Получается, мы на 71% зависим от поставок со стороны России. Это наше право – иметь диверсификацию и в то же время предлагать россиянам совместные проекты, которые будут увеличивать пропускную способность существующих газопроводов.
О консолидации государственной позиции можно будет говорить, когда произойдет консолидация политической элиты. В газовых вопросах сочетаются не только экономические интересы, но и элементы большой игры, поскольку энергоресурсы – инструмент глобальной конкуренции. Борьба за энергоресурсы, контроль над поставками давно уже стали не экономическим феноменом, а феноменом политического влияния. Если в России все любят продавать газ, причем даже те, кто не имеет к этому отношения, то в Украине все знают, как вместе с россиянами продавать газ себе. Это уникальное качество – предлагать схемы продажи еще не принадлежащего тебе газа своей стране. Если серьезно, то я ставил бы вопрос и о диверсификации энергоносителей, и о диверсификации маршрутов. В настоящее время и ближайшие годы вопрос источников и маршрутов вряд ли изменится. Поэтому та критическая ситуация, которая сложилась сейчас в газовой сфере, никак не связана с новыми геоэкономическими инициативами. Украине придется считаться с тем, что Россия была и остается монополистом по поставкам газа в Украину. Вопрос в другом – какова схема, которая минимизирует здесь риски? Видимо, будут рассматриваться два направления. Первое – какое СП создать, если не устраивает действующее. У меня большие сомнения, что, создавая подобные СП, мы сможем заявлять о крупных инвестиционных программах. Мне ближе второй вариант – Украине нужно решиться на создание межгосударственного консорциума с включением туда реальных активов. Украина здесь может предложить свою ГТС. Причем эту систему необязательно продавать. Зачем такой консорциум нужен? Проблема не только в торговле газом. Необходимо говорить о долгосрочной энергетической политике. Консорциум должен объединить активы стран, которые были бы связаны с месторождениями, транспортировкой и так далее. Это позволяет планировать совместную межгосударственную инвестиционную деятельность.
Позиция Украины по газовым вопросам сильно различается. Мы слышим вполне разумные заявления. В то же время далеко не все рассматривают Россию как долгосрочного партнера. В России понимают, что 115 млрд. кубометров транзитного российского газа в Европу – это четыре трубы, которые никто в обозримом будущем не построит. В России понимают, что сотрудничество с Украиной необходимо. Но Россия вынуждена заниматься строительством «Южного потока», «Северного потока», Голубого потока-2. Это не от хорошей жизни. Мы вынуждены искать альтернативные маршруты поставок. Украина говорит о диверсификации поставщиков. Мы вынуждены говорить про диверсификацию транзитеров, поскольку видим, что не можем получить гарантий. Власть меняется, приезжают новые переговорщики. И всякий раз мы обсуждаем одни и те же вопросы, ходим по кругу. В такой ситуации Россия вынуждена думать о том, как строить газопровод, чтобы обладать хотя бы 50% в акционерном капитале. Это старая тема – продажа 50% ГТС Украины без гарантии собственности. Но в большинстве своем отношение к этому в Украине негативное. Но как иначе Украина может дать гарантии? Украина говорит о диверсификации, повторяя ошибку Европы. Я не вижу на границах Украины значимых стран с серьезными запасами газа. Говорится о Центральной Азии. Но сколько там запасов, никто не знает. Как в такой ситуации выстраивать долгосрочную стратегию, не зная, какова ресурсная база в Центральной Азии. Причем пока Украина говорит о диверсификации, Китай уже строит газопровод на 30 млрд. кубометров. И это те 30 млрд. кубометров, которые будут сняты с украинского и европейского рынков. При этом я почти уверен, что газ будет браться в том числе с тех месторождений, откуда сегодня он поступает в систему Средняя Азия-Центр, а затем идет в Украину и Европу. И Европа это понимает. Здесь все с большим интересом принимают представителей таких стран, как Катар, например. То есть Европа видит возможную альтернативу в сжиженном газе. А представителей стран Центральной Азии можно гораздо чаще встретить в Китае, чем на европейских мероприятиях. Но я не представляю, как можно говорить о поставках СПГ в Украину, где нет ни одного терминала по приему. Поэтому серьезных альтернатив нет. Украина оказывается в невыгодной ситуации. Источник: Евразийский дом, 20.02.2008 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и ТурцииВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|