Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Болгария лавирует, теряя большие деньги

Болгария лавирует, теряя большие деньги

Правительство Болгарии намерено предложить парламенту выйти из соглашения с Россией и Грецией о строительстве нефтепровода «Бургас-Александруполис». После затягивания реализации проекта София выплатила все задолженности и заявила о возможности односторонней денонсации договора. Российские партнеры считают, что подобное решение нарушает существующие юридические нормы

Соглашение о строительстве трансбалканского нефтепровода «Бургас-Александруполис» в обход перегруженных турецких проливов Босфор и Дарданеллы было подписано в 2007 году. Инвестиции в проект оценивались более чем в миллиард долларов. Предполагалось, что мощность нитки составит 35 миллионов тонн в год с возможностью увеличения в полтора раза. Однако в 2011 году строительство нефтепровода, который должен был связать Россию и Грецию по территории Болгарии, по инициативе Софии было заморожено.

По официальной версии, проект мог нанести непоправимый ущерб туристическим зонам, хотя прежнее правительство считало его одним из ключевых.

Руководство Болгарии запуталось в энергетических приоритетах, экономика отошла на второй план. Так объясняет демарш болгарской стороны глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

«Россия предлагала Болгарии несколько энергетических проектов. Отношение к ним было неоднозначным. Если проект „Южный поток“ после длительных препирательств все-таки был поддержан — София осознала его экономическую целесообразность-то два других проекта, наоборот, подверглись саботажу и оказались развалены. Имеется в виду АЭС „Белене“, хотя для Болгарии он был крайне выгоден, и нефтепровод „Бургас-Александруполис“».

Стоит отметить, что строительство нефтяной магистрали имело для Болгарии ясное прагматическое значение — получение транзитных доходов и платежей за перевалку нефти в портах. Впрочем, как это часто бывает, в дело вмешалась политика. В последние годы Турция сокращала транспортировку российской нефти через Босфор и Дарданеллы и использовала это как способ давления на Россию. Москва вполне логично задумалась о создании альтернативного маршрута для поставок сырья в Европу. Наиболее оптимальный путь проходил через территорию Болгарии.

Однако Анкара пытается навязать Москве строительство трубы через территорию самой Турции, что лишено для нее всякого смысла. Похоже, турецкие стратеги убедили болгарских партнеров в неизбежности такого сценария. Следовательно, и в отсутствии перспектив у проекта «Бургас-Александруполис».

Есть и еще одна версия непоследовательного поведения болгарских властей — попытка «выбить» из России некие привилегии. К такому выводу пришел аналитик «Райффайзенбанка» по нефтегазовому сектору Андрей Полищук:

«В Болгарии не раз говорили, что нефтепровод для них недостаточно выгоден, и участвовать в нем нет особого смысла. Поэтому, скорее всего, речь идет о том, чтобы Болгарии позволили заработать на проекте больше, чем предлагается сейчас, либо договориться другим способом. Например, через снижение цены на газ. Мне кажется, София использует этот вопрос как дополнительную карту в своих руках в переговорах с Москвой».

Российские юристы отмечают, что решение болгарского парламента о выходе из проекта нельзя будет считать правомерным. Отношения его участников регулируются договором созданного специально для строительства нефтепровода Консорциума, а также Венской конвенцией о праве международных соглашений. Впрочем, и насильно заставлять Болгарию участвовать в проекте никто не вправе.

Другое дело, что отношение к этой стране как к надежному экономическому партнеру серьезно подорвано. Похожая история со строительством АЭС «Белене» с российским участием уже показала зависимость болгарских властей от политической конъюнктуры. Значимую роль в судьбе станции сыграли Евросоюз и США. По их мнению, совместный проект существенно усилил бы зависимость Болгарии от России. Чего, разумеется, допустить было нельзя — ведь Болгария — член НАТО. Так что для Софии становится привычным разменивать реальные доходы и стабильность энергобаланса на малопонятные политические дивиденды.

Автор: Илья Харламов

Источник: Голос России, 07.02.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики