Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > У «потоков» Газпрома появится конкурент?

У «потоков» Газпрома появится конкурент?

Греция, Италия и Албания планируют подписать в Афинах межправительственный договор о строительстве Трансадриатического газопровода. Его маршрут проляжет от греческого города Комотини в Албанию и далее по дну Адриатического моря в итальянский порт Бриндизи. Сможет ли новый газопровод составить конкуренцию «Южному потоку»? Комментарии эксперта.

Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов рассказал о будущем проекте:

«Этот вариант рассматривается в Евросоюзе, как один из приоритетных. Но никакой особой конкуренции европейские газотранспортные проекты, ни TAP, ни известный „Nabucco“, ни Трансанатолийский (TANAP), ни уж совсем смешной „Белый поток“ из Грузии в Европу, нашему „Южному потоку“ не составляют. По одной простой причине — все без исключения эти трубы нацелены на единственный источник газа — в Азербайджане! А точнее, на вторую очередь месторождения „Шах-Дениз“, завершить развитие которого планировали в 2017 году, но реально добыча начнется где-то в 2018–2019 годах. При этом мощность его 16 млрд кубов газа в год, из которых 6 млрд кубов отойдет Турции. И только 10 придет на европейский рынок. Ну, какой это конкурент „Южному потоку“ с его пропускной мощностью в 63 млрд кубов?»

На вопрос, не рассматриваются ли европейцами другие источники газа, кроме азербайджанского, Симонов ответил:

«Изначально, действительно, рассматривались и Ирак, и Иран, и Туркмения. Но в Ираке, как выяснилось, прогнозы были ошибочными. Весь имеющийся газ уйдет на нужды собственной экономики, которая быстро восстанавливается. У иранцев Европа покупать сырье не может из политических соображений — действует эмбарго. Чтобы получить туркменский газ, надо построить трубу по дну Каспийского моря. А сделать этого нельзя: правовой статус Каспия (море или озеро?) не определен. Уже 10 лет туркмены нас пугают, мол, завтра начнем строить… И знают ведь, что нарушение международных норм вызовет серьезную, вплоть до военной, реакцию России. Если что, можно и потопить трубоукладчики.

Думаете, в такой ситуации США остановились бы перед применением силы? Словом, иной надежды, кроме как на Баку, у Европы нет. Да и когда этот газ появится, неясно. А вот ресурсная база „Южного потока“ четко определена. Строятся две трубы, которые соединяют компрессорную станцию „Русская“ с системой наших газопроводов, прокачивающей „голубое топливо“ Ямальских месторождений. Проблем с наполнением трубы у нас нет, что, замечу, — важнейший аргумент для инвестора. Словом, никакой межправительственный договор о строительстве ТАР не ускорит проект, если нет у него гарантированного поставщика газа».

Существующие, по сути, лишь на бумаге «Nabucco» и «Trans Adriatic Pipelin» (Трансадриатического газопровода) уже получили статус «трансъевропейских магистралей». То есть они выведены из-под действия Третьего энергопакета. «Южному потоку» такое исключение Брюссель давать не спешит. И это самая главная проблема, отметил Константин Симонов.

Пока не существует договоренностей с европейцами о том, каким образом Третий энергопакет в целях либерализации газового рынка будет регулировать доступ в «Южный поток» других, кроме российских, поставщиков сырья. ЕС, конечно, может принудить акционеров наземной части «Южного потока» к альтернативе. Но «другим» здесь может стать только азербайджанский газ.

Тогда на турецко-болгарской границе, куда планируется дотянуть новый, усеченный вариант трассы Nabucco, а именно Nabucco-West, придется сделать перемычку до входа в «Южный поток». Беда лишь в одном: европейским трубопроводам при таком раскладе заветного азербайджанского сырья совсем не останется.

Автор: Гаянэ Ханова

Источник: Голос России, 12.02.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики