Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Кампания расслабилась

Кампания расслабилась

Президент Владимир Путин обнаружил, что его антикоррупционная инициатива в энергетике захлебнулась: компании спустя рукава раскрывают информацию, а чиновники невнимательно их проверяют

Более года назад мною были даны поручения, направленные на обеспечение прозрачности деятельности госкомпаний, однако не все их положения исполнены должным образом и в полном объеме«, — сетовал вчера Владимир Путин. Так и не был создан механизм отстранения от должности топ-менеджеров госкомпаний, в том числе за отказ от декларирования сведений об аффилированности, информация о конечных бенефициарах либо не предоставляется вовсе, либо не в полном объеме, перечислял он.

В декабре 2011 г. Путин, тогда еще занимавший пост премьер-министра, устроил разнос энергетикам. Каждый второй руководитель госкомпании оказался аффилированным со своими контрагентами, из отрасли через офшорные фирмы, зарегистрированные на родственников топ-менеджмента, выводятся колоссальные деньги, негодовал он. Путин опирался на данные проверки отрасли, которую инициировал занимавший тогда пост вице-премьера по ТЭКу Игорь Сечин — сейчас он возглавляет «Роснефть» , а также является ответственным секретарем президентской комиссии по ТЭКу. Идея проверить на аффилированность менеджеров сетевых компаний и сбытов еще осенью 2011 г. возникла именно у Сечина.

30 декабря 2011 г. появился список поручений правительства ко всем госкомпаниям, уже не только энергетическим. Они должны были раскрыть конечных бенефициаров всех своих контрагентов и заключать контракты только с теми, кто выполнит эти требования. Об изменениях в структуре собственности контрагента было поручено отчитываться в 10-дневный срок.

А гендиректора госкомпаний, их заместители, члены совета директоров и правления, руководители филиалов и «дочек» должны были отчитаться о доходах, включив в декларации и данные по ближайшим родственникам.

Чиновники уверяли, что кампания будет результативной, раз уж за нее взялся Сечин. В марте 2012 г. Сечин уже докладывал Путину о первых результатах проверки поступивших данных. Их собирали отраслевые министерства, в анализе также участвовали ФНС и Росфинмониторинг. Параллельно информацию собирала ФСБ, рассказывал тогда человек, близкий к Минэнерго. Сразу было выявлено 200 случаев сокрытия должностными лицами сведений об участии в коммерческих организациях, сообщил тогда Сечин. Вся информация стекалась именно к нему и была известна лишь узкому кругу людей, рассказывал сотрудник аппарата правительства.

Но после смены правительства активная работа стала сходить на нет, рассказывают федеральные чиновники, информация, раскрываемая госкомпаниями, перестала подробно анализироваться. С отчетами госкомпаний действительно есть проблемы, признал вице-премьер Аркадий Дворкович: «Но есть и проблемы с системностью выставляемых требований». Нельзя уходить в крайности и заставлять каждого продавца скрепок раскрывать бенефициаров, заметил Дворкович, но в то же время должна быть жесткая и четкая ответственность должностных лиц самих госкомпаний. Если будет доказано наличие конфликта интересов, возможна отставка, заверил он, но названия конкретных компаний на вчерашнем заседании не звучали. Ни представители энергетических госкомпаний, ни представитель Минэнерго вчера на запросы «Ведомостей» не ответили.

Скорее всего, теперь будет создана специальная рабочая группа в администрации президента, которая будет координировать весь процесс, считает Дворкович, а все механизмы обеспечения прозрачности будут стандартизированы.

Борьбу с непрозрачностью ТЭКа следует начинать с системы закупок, замечает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов: тендеры на трубы, различное оборудование — одно из «самых коррупциогенных мест» в отрасли. Механическое раскрытие бенефициаров всех контрагентов ни к каким реальным подвижкам привести и не могло, считает он. Путин вчера продемонстрировал лишь намерение продолжать кампанию по борьбе с серыми схемами в ТЭК, замечает партнер ФБК Игорь Николаев, все будет зависеть от настойчивости тех, кто будет реализовывать поручение, и контроля за ними. В последнее время неисполнение президентских поручений становится нормой, замечает он.

Авторы: Маргарита Лютова, Полина Химшиашвили

Источник: Ведомости, 14.02.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики