Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > К. Симонов: Россия будет убирать Украину и Белоруссию из нефтяного транзита

К. Симонов: Россия будет убирать Украину и Белоруссию из нефтяного транзита

«Белоруссии понравилось продавать нам трубы», — заявил глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов в интервью корреспонденту ИА REGNUM 21 февраля.

Напомним, 19 февраля председатель Госкомимущества Белоруссии Георгий Кузнецов объявил, что белорусский участок нефтепровода «Дружба» следует продать иностранному инвестору. «Все должно приносить отдачу. Какой смысл в мертвом железе?», — пояснил он.

Симонов отметил, что в данном случае речь идет об одном иностранном инвесторе — России. «Никому больше кусок трубы в единой системе, которая идет из России и заканчивается в Европе, не нужен. Другое дело, нужен ли он нам», — сказал он. Он подчеркнул, что активы, которые действительно интересны России, — это нефтеперерабатывающие заводы в Новополоцке и в Мозыре, а также «Беларуськалий».

Эксперт полагает, что с учетом тяжелого финансового положения Белоруссии и того, что Россия стала более сдержанной в предоставлении ей кредитов, у Минска нет другого пути, кроме как продавать государственное имущество. «И он уже к этому относится довольно спокойно, хоть и торгуется», — добавил Симонов.

Он подчеркнул: «У России есть серьезный профицит в транзите нефти, потому что на Балтике построено несколько крупных портов, и за счет транспортировки нефти через них „Дружба“ будет постепенно осушаться. Россия будет убирать и Белоруссию, и Украину не только из газового, но и нефтяного транзита». Симонов считает, что ход Белоруссии связан с этой угрозой. «Понятна логика: если Россия купит этот нефтепровод, то не будет держать его пустым, а налоги будут поступать в белорусский бюджет», — объяснил он.

Симонов проводит параллели со сделкой по  «Белтрансгазу»: «Продали трубу России — и все, теперь „Газпром" „Белтрансгаз“ использует в приоритетном порядке, более того, есть идея расширения трубопровода“.

По мнению эксперта, „Лукашенко действует как разумный бизнесмен: он понимает, где что можно урвать“. Поэтому белорусский президент поступает рациональнее, чем его украинский коллега, считает Симонов. „Через несколько лет Украина может остаться, например, без газового транзита, но это ее совершенно не смущает. Видимо, ей проще развалить бизнес, чем отдать систему Москве“, — заявил он.

По словам Симонова, пример Белоруссии должен показать Украине, что передача России трубопроводов не означает потерю суверенитета. „Белоруссия уже несколько лет назад полностью продала „Газпрому“ „Белтрансгаз“, и, в общем то, никаких угроз своему суверенитету не видит. Наоборот, очень неплохая сделка: компанию продали за $5 млрд. и получили дешевые цены на газ“, — напомнил он.

Эксперт полагает, что успех новой сделки будет зависеть от названной Минском цены: „Транснефти" нужно четко прочитать, нужна ли ей „Дружба“, если учитывать порты на Балтике, — добавил он. — Может быть, Лукашенко уже и опоздал: надо было продавать лет десять назад“. Симонов подчеркнул, что вопрос о функционировании нефтепровода касается и Европы. Он объяснил: „Дружба“ идет в Восточную Европу, а балтийская перевалка — в Роттердам. Поэтому страны Восточной Европы остались без гарантированных поставок нефти, и их это очень беспокоит. Теперь им надо брать нефть через Роттердам, а это обходится дороже». Эксперт сказал, что симптомом этого беспокойства был вызов директора «Транснефти» Николая Токарева в Брюссель с просьбой «отчитаться об экспортной политике».

Однако Симонов полагает, что «Европе тоже надо было раньше думать». «Например, когда у России и Украины возникали конфликты по газу, ЕС за нас не заступался, он делал вид, что это местные проблемы, мол, разбирайтесь сами. Вот мы и разобрались», — сказал он.

Источник: ИА REGNUM, 22.02.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики