Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Чужой газ поможет своему

Чужой газ поможет своему

Газпром получил эксклюзивное право на продажу сжиженного природного газа с крупного месторождения в Израиле «Тамар». Это скрасило его неудачу с другим израильским месторождением «Левиафан». Газпром получил новый шанс закрепиться на рынке СПГ в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также убрать потенциального конкурента с европейского рынка.

Трейдинговая компания российского Газпрома Gazprom Marketing & Trading Switzerland договорилась об эксклюзивной продаже сжиженного природного газа (СПГ), который будет добываться на месторождениях «Тамар» и «Далит», сообщила компания.

Соглашение подписано на 20 лет с компанией Levant LNG Marketing. Последняя была создана геологоразведочным консорциумом Tamar, владеющим правами на разработку одноименного газового месторождения. Компания Levant также сотрудничает с южнокорейской Daewoo, которая должна построить плавучий терминал для сжижения, хранения и транспортировки сжиженного газа. Газпром будет закупать топливо на этом плавучем СПГ-заводе и отвечать за поиск потребителей.

Объемы поставок российской монополии не уточняются. Однако известно, что начать поставки газа с месторождения «Тамар» мощностью 3 млн тонн СПГ в год планируется с 2017 года. Всего планируется экспортировать на дальневосточные рынки сжиженного газа до 4,2 млрд кубометров.

Месторождение «Тамар» является крупнейшим офшорным газовым месторождением Израиля, емкость которого оценивается в 274 млрд кубометров. Запасы «Далита» оцениваются в 20 млрд кубометров топлива.

Российские власти последний год активно призывают Газпром изменить экспортную стратегию и не упустить шанс закрепиться на рынке СПГ, доля РФ в котором пока крайне мала.

Однако экспансии Газпрома на рынке сжиженного газа в конце прошлого года помешала крупнейшая нефтегазовая компания Австралии Woodside Petroleum. Австралийцы договорились о покупке 30% другого еще более крупного израильского газового месторождения «Левиафан», запасы которого оцениваются в 481 млрд кубометров.

Газпром, поставляющий до трети потребляемого в Европе газа, также претендовал на этот проект, предполагающий экспорт СПГ в Европу и Азию. Эта неудача может оказать влияние на долгосрочные позиции Газпрома на европейском рынке газа. В частности, в израильском СПГ будут заинтересованы юг Турции и Кипр. Потенциально в Европу могут быть поставлены 200 млрд кубометров газа с израильского «Левиафана» в течение двух десятилетий. Это увеличит предложение на рынке СПГ и может привести к снижению цен на газ для европейских потребителей, говорили эксперты. Газпрому и так приходится в последнее время пересматривать газовые контракты.

Поэтому сотрудничество по другому израильскому месторождению очень важно для Газпрома. В газовой монополии считают, что новый контракт в Израиле по месторождению «Тамар» поможет укрепить позиции Газпрома на быстрорастущем рынке СПГ.

«Газпром активно ругают за то, что он не проявляет нужной гибкости и энергии на рынке СПГ. Невнимание к СПГ – это ошибка страны. Однако мы прекрасно понимаем, что в течение 2–3 лет у нас не будет нового СПГ-завода. Поэтому Газпром проводит разумную политику, пытаясь застолбить рынки АТР с помощью чужого сжиженного газа, войти на эти рынки как продавец, чтобы потом иметь возможность направлять туда уже свой сжиженный газ», – говорит газете ВЗГЛЯД гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

«Есть несколько логистических путей по транспортировке газа с месторождения «Тамар». Один из них – это СПГ в страны АТР. Другой – строительство газопровода через Кипр, Крит, далее в Грецию и Италию. Если этот газ пойдет в Европу, то в перспективе может создать конкуренцию газпромовскому газу на рынке юга Европы», – отмечает Симонов.

Поэтому, по его словам, Газпром, войдя в израильский проект, пытается убить сразу двух зайцев. «С одной стороны, убрать израильский газ с европейского рынка, а с другой – пристроить его на азиатский рынок, куда затем должен прийти новый российский сжиженный газ», – поясняет Симонов.

«На рынке СПГ Газпром реализовал пока только один проект на Сахалине-2, но сейчас пытается наверстать упущенное. Газпром совершенно разумно вернулся к идее строительства третьей очереди СПГ-завода на Сахалине. На подходе строительство СПГ-завода под Владивостоком. В итоге к концу этого десятилетия появятся новые объемы российского СПГ», – говорит эксперт.

Пока продажи России занимают менее 5% от мировых продаж СПГ, которые оцениваются в более 300 млрд кубометров, отмечает начальник аналитического отдела ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Николай Подлевских. Однако с  помощью «чужого» сжиженного газа шансы Газпрома занять более достойное место на рынке СПГ увеличиваются, считает он.

По мнению Симонова, с точки зрения логистики и перспективности в первую очередь Газпрому стоит задуматься о поставках израильского газа на индийский рынок. «Все сейчас думают про Китай и Японию, а про Индию забывают, но это фактически энергетический близнец Китая. В Индии очень высокая доля угля, поэтому там будет очень быстро расти спрос на природный газ. При этом собственного газа в Индии нет», – объясняет эксперт.

«Рост потребления газа в Индии предопределен, поэтому надо этот рынок застолбить уже сейчас, пока с помощью чужого газа. Но уже со следующего десятилетия сможем поставлять на индийский рынок СПГ из Владивостока», – добавляет Симонов.

Газпром, сокращающий экспорт в Европу из-за высокой конкуренции, изучает высокодоходный рынок Азиатско-Тихоокеанского региона, но пока не имеет достаточных ресурсов для выхода на него. Основные объемы сжиженного газа российский газоэкспортный монополист берет с Сахалина, где работает подконтрольный ему единственный в России завод СПГ. Однако в 2012 году небольшие партии закупались в Египте и Нигерии. При этом 80% газа трейдерская компания Газпрома продает на азиатском рынке, а из европейских стран небольшие объемы в 2012 году поставлялись во Францию.

Сейчас на заводе «Сахалин-2» производится 9,6 млн тонн СПГ в год. В планах Газпрома построить третью очередь и довести общую мощность завода до 14,5 млн тонн.

К этому прибавится еще 15 млн тонн СПГ к 2025 году (10 млн к 2020 году) в Приморском крае. Причем ранее в «Газпром экспорте» не исключали, что мощность завода под Владивостоком может быть увеличена и до 20 млн тонн в связи с ростом спроса со стороны стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Чтобы укрепить позиции в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Газпром надеется также на возрождение замороженного Штокмановского проекта. Однако его перспективы пока непонятны. Но в конце прошлого года Газпром заявил об увеличении мощности будущего завода до 30 млн тонн в год.

Независимые нефтяники также собираются строить заводы по СПГ. «Новатэк» вместе с Total готов инвестировать в завод «Ямал-СПГ», мощность которого составит 15 млн тонн к 2018 году. Компания «Аллтек» хочет построить завод «Печора-СПГ» в Ненецком автономном округе мощностью 2,6 млн тонн к 2018 году, однако потенциально она может быть увеличена до 8 млн тонн, если позволит уровень добычи на месторождениях компании.

В итоге к 2020 году (если не считать Штокман) производство СПГ в России вырастет почти в четыре раза – до 38 млн тонн, однако Россия так и не станет одним из ведущих игроков на этом рынке, считает аналитик «Инвесткафе» Григорий Бирг. Для сравнения: Япония, которая является крупнейшим в мире импортером СПГ, в 2011 году закупила за рубежом более 75 млн тонн СПГ. В дальнейшем спрос на СПГ будет только расти, равно как и предложение со стороны ближневосточных стран и стран – экспортеров из АТР. Однако доля российских проектов по производству СПГ к 2020 году увеличится до 8–9%, отмечает Бирг.

Автор: Ольга Самофалова

Источник: Взгляд, 26.02.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики