Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Отношения России с другими производителями углеводородов (видео)

Отношения России с другими производителями углеводородов (видео)

Смерть президента Венесуэлы Уго Чавеса вновь актуализировала вопросы о друзьях и союзниках России. Российские компании активно работали на венесуэльском рынке, прежде всего, в энергетике. Уход революционера Чавеса, противопоставлявшего себя Америке и ставшего в западном полушарии символом независимой энергетической политики, может изменить ситуацию. Хотя Чавеса оставил большой задел в сотрудничестве с Ираном, Россией, Белоруссией и даже Азербайджаном, аналитики всерьез опасаются, что влияние США на латиноамериканский мир вновь возрастает.

Комментируя для «Вестника Кавказа» тему международного энергетического сотрудничества России, руководитель Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов отметил, что отношения России с другими производителями углеводородов, на самом деле, являются одной из серьезнейших проблем: «В отношении этих стран нам очень сложно выстроить разумную стратегию. В этом плане у нас с Азербайджаном и Ираном огромное количество проблем. С одной стороны, кажется, что Азербайджан — это партнер России, Россия рассматривает конкретные проекты, но в реальности мы все прекрасно понимаем, что Азербайджан является очевидным конкурентом РФ, прежде всего, на европейском рынке энергоносителей».

По словам Симонова, на сегодняшний день именно газ со второй очереди месторождения «Шахдениз» является единственной более или менее реальной надеждой Европейского союза на новый альтернативный газ: «Я имею в виду, что Катар закончил инвестиционный цикл. Туркмения находится под огромным вопросом. Иран политически заблокирован. У Ирака нет свободного газа на экспорт. Поэтому сегодня из реального газа „Шахдениз“ — это, пожалуй, наиболее адекватный проект, и именно поэтому на Азербайджан в Европе молятся».

«Россия в этом плане, естественно, воспринимает Азербайджан как конкурента. Известно, что „Газпром“ пытается весь этот газ выкупить для того, чтобы не пустить его на европейский рынок. Я лично не думаю, что газ Азербайджана представляет серьезную угрозу для России. Там речь идет о 16 млрд кубометров газа, причем шесть минимум уйдет в Турцию, но все равно этот момент неприятный. И здесь, по большому счету, когда мы говорим про Азербайджан, мы говорим про конкуренцию. Мы конкуренты с Азербайджаном на европейском рынке», — утверждает эксперт.

Что касается Ирана, то Константин Симонов считает, что Россия с ним также потенциально вступает в серьезные споры относительно европейского газового рынка: «Иран — обладатель вторых в мире доказанных запасов газа, и очевидно, что он рассчитывает на выход на европейские рынки. Здесь Россию, кстати, абсолютно устраивает статус-кво, когда Иран исключен из серьезных проектов. Мы, кстати, могли очень сильно выиграть по нефти, когда Европейский союз ввел эмбарго, мы могли занять нишу Ирана на европейском рынке, но у нас нет свободной нефти. Я сегодня пытался втолковать своим коллегам, что России нужно, прежде всего, думать об объеме добычи у нас, а не в каких-то венесуэлах. Если бы у нас была дополнительная нефть в 2011–2012 годах, мы могли бы ее поставить на европейский рынок и хорошо заработать. Но у нас свободной нефти не было, и заработала на этом Саудовская Аравия. А в целом конкурентные отношения с Ираном, безусловно, существуют».

По мнению Симонова, «из-за того, что у России высокий уровень политической кооперации и с Азербайджаном, и с Ираном, многие думают, что мы и в энергетике партнеры. Однако мы в энергетике — конкуренты. Здесь надо тоже называть вещи своими именами. Однако конкуренция не означает, что мы должны думать, как друг друга таскать за волосы, уничтожать. По Азербайджану, я считаю, „ужас“ от его газовых проектов надуман, и мы вполне можем эти риски минимизировать. И в этом плане не нужно скупать весь газ и пытаться задобрить Азербайджан деньгами. С Ираном ситуация посложнее. Все будет зависеть от того, как там будет меняться политический расклад. Но в целом, надо понимать, что здесь мы конкуренты, и из этого надо исходить».

Источник: Вестник Кавказа, 08.03.2013

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики