Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Минэнерго уличил Белоруссию в нарушении поставок нефти

Минэнерго уличил Белоруссию в нарушении поставок нефти

Республика не возвращает согласованный объем нефтепродуктов, произведенных из российской нефти

На прошлой неделе Россия и Белоруссия согласовали график поставки нефти в республику на II квартал в объеме 5,75 млн т. Таким образом, как минимум полгода Белоруссия будет получать столько нефти, сколько планировала: из расчета 23 млн т в год. Российское предложение первоначально было скромнее — 18,5 млн т. Белоруссия продавливает свой вариант, обещая обеспечивать возврат 50% переработанной нефти в виде нефтепродуктов — 3,3 млн т. Однако, как выяснили «Известия», в январе-феврале договоренности  с союзной республикой не выполнялись. Формально на рынок выставлялся оговоренный объем нефтепродуктов, но цена завышалась и потребители покупали лишь 15% предлагаемого топлива. На этом основании глава Минэнерго Александр Новак в начале марта предложил во II квартале уменьшить объем поставок нефти в Белоруссию. Однако Россия в очередной раз поверило руководству республики.

Поставки российской нефти в Белоруссию неоднократно становились предметом спора между странами. С начала 2011 года, подписав соглашение о Таможенном союзе и создании Единого экономического пространства, Белоруссия обеспечила себе беспошлинную поставку российской нефти. Однако республика обязалась перечислять в российский бюджет экспортные пошлины на нефтепродукты, несмотря на их происхождение, при их экспорте за пределы Таможенного союза. Спустя полгода после достижения договоренностей разразился новый скандал. Российские власти выяснили, что Белоруссия экспортирует нефтепродукты в Европу под видом растворителей и разбавителей. И так как эти товары не облагаются экспортной пошлиной при вывозе за пределы Таможенного союза, Россия за них деньги не получала.

Новый поворот в «нефтяных» отношениях двух стран связан с отказом России от использования бензина ниже стандарта «Евро-3». В связи с тем что ряд российских компаний не успевают модернизировать свои НПЗ под новые стандарты качества топлива, над Россией нависла реальная угроза бензинового дефицита. В частности, Федеральная антимонопольная служба не исключает, что через три года рынок ждет острая нехватка топлива: объем дефицита может возрасти в 70 раз. Самым очевидным для властей вариантом выхода из этого положения стало покрыть нехватку топлива за счет поставок нефтепродуктов из Белоруссии, ведь от «позднего СССР» республике остались в наследство относительно новые перерабатывающие мощности — Мозырский НПЗ и ОАО «Нафтан».

Белоруссия попросила беспошлинно поставить ей в 2013 году 23 млн т нефти, но российская сторона готова была направить только 18,5 млн т при условии возврата в Россию 2,1 млн тонн нефтепродуктов стандарта «Евро-3». Стороны долго договаривались, в итоге в декабре на переговорах российского вице-премьера Аркадия Дворковича и белорусского вице-президента Владимира Семашко была достигнута договоренность о реэкспорте 3,3 млн т нефтепродуктов, график поставок нефти на I квартал составил 5,75 млн т (из расчета 23 млн т в год). 

Таким образом, белорусская сторона приняла на себя обязательства обеспечивать российским компаниям право перерабатывать 50% нефти, поставляемой на белорусские НПЗ, и ежедневно выставлять для реализации на территории России нефтепродукты в объеме 8,5 тыс. т автобензина, 4 тыс. т дизельного топлива и 0,81 тыс. т топлива для реактивных двигателей. Главное условие, сформированное сторонами, — продавать российским компаниям топливо по ценам, сформированным на российских биржевых торгах и не выше цены закрытия предыдущего дня. Любые отклонения от этих условий стороны должны принимать только после согласования друг с другом.

Однако, как показал мониторинг фактической реализации поставок нефти и нефтепродуктов в январе и феврале 2013 года, Белоруссия по-прежнему не выполняет свои обязательства, рассказал «Известиям» источник в Минэнерго. Формально средняя величина выставленных объемов топлива в январе составила 28 тыс. т в сутки при установленном минимуме 12,5 тыс. т. В феврале суточный объем продажи составлял 23 тыс. т в сутки. Однако объем реализации нефтепродуктов был невысоким и составил всего 15% по автобензину и 0,2% по дизтопливу от выставленного объема продаж, говорит источник в Минэнерго. По его словам, российские компании не покупают предлагаемую белорусами продукцию, так как в 15 из 17 сессий цена предложения белорусской стороны оказывается выше цены закрытия предыдущего дня. По результатам мониторинга в феврале такая ситуация была зафиксирована уже на всех 18 торговых сессиях. Белорусская сторона не согласовала с российской отклонения от ранее обговоренных условий поставок нефтепродуктов и соответствующие решения принимала самостоятельно, добавляет собеседник «Известий» в министерстве.

Информацию о нарушениях со стороны белорусов подтверждает и вице-президент Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи Михаил Темниченко. На этой площадке ведется торговля белорусскими нефтепродуктами. Республика не соблюдает условие продажи по цене не выше цены предыдущего дня.

В последнее время число продавцов, торгующих белорусской продукцией через СпбМТСБ, возросло. Если говорить о 92-м бензине, то доля продукции, переработанной в Белоруссии и продаваемой на площадке, достигает уже 20%, говорит вице-президент биржи.

По результатам анализа Минэнерго констатировало невыполнение Белоруссией взятых на себя обязательств и направило в правительство предложение ограничить поставки нефти в республику во II квартале. Объем поставок должен был составить 4,25 млн т — исходя из годового объема в 18,5 млн т с учетом «увеличенных» поставок в I квартале, рассказывает источник в министерстве.

Однако на переговорах белорусской стороне удалось убедить российское правительство в сохранении «повышенных» поставок — 5,75 млн т.

Впрочем, сейчас после согласования графика поставок на II квартал на межправительственном уровне, Минэнерго наличие претензий к республике отрицает. «Белорусская сторона выполнила свои обязательства по выставлению объемов в январе — феврале», сообщили «Известиям» в пресс-службе ведомства.

В среднем выставленный объем превышал 25 тыс. тонн в день, реализация составляла более 15 тыс. тонн в сутки. Цена предложения белорусской стороны за указанный период в ряде случаев действительно была выше цены закрытия биржи предыдущего дня, признает представитель министерства, но добавляет, что она «оставалась в рамках согласованного сторонами правила ценообразования». Начиная с марта объем реализации нефтепродуктов значительно увеличился в связи с наличием устойчивой премии российского рынка. Это было обусловлено снижением мировых цен на автобензин и увеличением ставки вывозной таможенной пошлины, поясняют в пресс-службе министерства Александра Новака. Представитель вице-премьера Аркадия Дворковича не стал комментировать процесс переговоров о графике поставок нефти в Белоруссию во II квартале.

По мнению гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, Белоруссия любым путем пытается создать некомфортные условия для приобретения Россией нефтепродуктов.

— В нынешней ситуации, когда у нас временный дефицит бензина «Евро-3», белорусская сторона ищет любые способы дополнительного заработка, — считает Константин Симонов. — Белорусские заводы, как известно, последними были построены в Cоветском Союзе, и они одни из самых новых. Один из путей решения проблемы — приватизация этих предприятий.

Автор: Маргарита Казанцева

Источник: Известия, 18.03.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики