Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Минск хочет провести модернизацию за счет Москвы

Минск хочет провести модернизацию за счет Москвы

Россия не спешит выделять Беларуси запрашиваемый кредит в 2 миллиарда долларов. Кремль не отказывает, но ждет от белорусского руководства реализации приватизационных планов, считает Наталья Макушина.

Несмотря на то, что повестка прошедшего в Санкт-Петербурге Высшего госсовета Союзного государства России и Беларуси должна была свестись к рутинной работе, — утверждению союзного бюджета на 2013 год в 5 миллиардов российских рублей и подписанию других заранее подготовленных документов, — главной интригой была встреча российского и белорусского президентов, на которой за закрытыми дверями обсуждалась просьба о финансировании модернизации белорусских предприятий.

Недорогой кредит

О том, что эта тема будет обсуждаться на высшем уровне, сообщил министр финансов России Антон Силуанов. Он же дал ответ, каким будет итог переговоров: кредит в 2 миллиарда долларов не потребуется, если Минск выполнит собственные планы по приватизации на сумму в 2,5 миллиарда.

Судя по отсутствию победных реляций из Минска, положительного ответа Александр Лукашенко пока не получил. Переговоры о «недорогом кредите» белорусский президент вел с руководством России еще декабре. Но и тогда российская сторона заявила, что готова финансировать конкретные проекты, а не просьбу с размытой формулировкой «на модернизацию».

ТНК вместо приватизации

На техническое перевооружение производства в 2013 году в Беларуси потребуется более 3,5 миллиарда долларов. Почти столько же нужно для выплаты долгов по кредитам. Без привлечения внешнего финансирования не обойтись. Но Москва не уверена, что акции предприятий, которые за ее счет желает модернизировать Минск, будут предложены именно российскому капиталу.

Россию давно интересуют МАЗ, «Гродно Азот», «Гомсельмаш», Минский завод колесных тягачей, завод электроники «Интеграл», «Беларуськалий», нефтепереработка и предприятия военно-промышленного комплекса. Первые три из этого списка посетил в феврале российский вице-премьер Аркадий Дворкович. Но за две недели до встречи с Путиным в Петербурге Лукашенко заявил, что никакой приватизации не будет.

Само слово «приватизация» в последнее время постепенно исчезает из лексикона белорусского руководства. Теперь Минск предлагает Москве создавать российско-белорусские транснациональные корпорации (ТНК). Россия вовсе не против такого сотрудничества. Но, похоже, власти Беларуси просто ищут легальный способ ухода от прежних приватизационных обещаний. Ведь от самой идеи создания ТНК до ее практической реализации много воды утечет, а под идею есть шанс выпросить у Кремля очередной кредит.

Почем бразды правления Лукашенко

«Cильная и процветающая Беларусь» под руководством Александра Лукашенко держится в основном за счет российских преференций. Россия, как союзник по интеграции, является главным инвестором в белорусскую экономику и предоставляет Беларуси беспрецедентные уступки по ценам на энергоносители, дающие только на закупках газа экономию до 3 миллиардов долларов ежегодно.

В этом году Беларусь получит 880 миллионов долларов — два последних транша из трехмиллиардного кредита ЕврАзЭС. Руководство Беларуси пока не вернуло кредит в 1 миллиард долларов, полученный под залог экспортной выручки «Беларуськалия». Около года назад Россия выплатила 2,5 миллиарда долларов за вторую часть «Белтрансгаза». Еще 10 миллиардов долларов траншами придут из России на строительство белорусской АЭС.

Кремль закрыл глаза на продолжающиеся махинации белорусской стороны с реэкспортом российской нефти без уплаты пошлин в бюджет России, о чем недавно заявил глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. При этом накануне Госсовета нефтяные поставки в Беларусь на второй квартал были согласованы на условиях Минска, в объемах втрое больших, чем собственные потребности республики. Фактически Россия вручила Беларуси удочку для реформирования экономики, но Минск по-прежнему уповает на исполнение его желаний золотой рыбкой — Москвой.

Записка на память

Конечно, Россия вряд ли раскошелится на 2 миллиарда долларов, пока не получит от Беларуси гарантий по выполнению обязательств, зафиксированных в проекте меморандума по итогам февральской поездки в Беларусь Аркадия Дворковича. В то же время Кремль серьезно озабочен формированием Евразийского союза, договор о котором планируется подписать с Беларусью и Казахстаном в 2014 году. Кроме того, только на договорной базе Союзного государства с участием Беларуси могут быть реализованы многие положения новой военной доктрины России.

Сознавая собственную значимость в проектах Кремля, Минск надеется на кредит и с исполнением обещаний не торопится, поэтому для руководства Беларуси любой меморандум — не более чем записка на память. На уверенное заявление Путина о начале формирования холдинга «Росбелавто» на базе российского КамАЗа и белорусского МАЗа Лукашенко уклончиво ответил ни к чему не обязывающей фразой о странах-союзниках, которые «в этом году скажут емкое слово по всем направлениям».

Но никакие российские кредиты, открытый рынок с Россией и даже продажа госсобственности, как это было с «Белтрансгазом», без реформ не выведут экономику Беларуси из кризиса. У белорусского правителя остается все меньше рычагов влияния на развитие ситуации в собственной стране.

Автор: Наталья Макушина

Источник: DW, 16.03.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики