Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Зачем Украине газовые мифы?

Зачем Украине газовые мифы?

Украинская власть и экспертное сообщество имеют одну особенность – жить в придуманном ими же самими мире. Скажем, в свое время многие на Украине решили, что главная цель внешней политики России - забрать украинскую трубу. И что труба эта имеет настолько ценное значение, что Россия пойдет на все, чтобы реализовать свой план.

Постепенно труба превратилась в безусловное национальное достояние, основу украинской государственности. Политики и эксперты стали уверять, что стоит отдать трубу России – и в тот же миг Украина прекратит свое существование как независимое государство.

На Украине довольно активно спекулируют на теме коварного врага, от которого стоит ждать опасных провокаций. Вот сейчас идет обсуждение условий, на которых можно передать «Газпрому» газотранспортную систему Украины в аренду. «Главное – не дать нас обмануть», - повторяют украинские коллеги.

Все это было бы смешно, если бы не было грустно. Потому что очевидно – если действительно речь пойдет о долгосрочной аренде, то закрепить снижение газовых цен (а это главное требование Украины) элементарно – достаточно подписать поправки к известным договорам от 19 января 2009 года. Если сделать тексты поправок публичными, то очевидно, что «Газпром» свои обязательства выполнит. Достаточно проследить логику последних судебных разбирательств «Газпрома» с европейскими компаниями. Это последние не хотят выполнять свои обязательства по выборке газа, зафиксированные в контрактах take-or-pay (придуманных, кстати, вовсе не Россией, а самими европейцами). «Газпром» же контракты соблюдает – другое дело, что он не хочет пойти навстречу клиентам с точки зрения необходимых штрафных санкций за невыбор газа. То есть «Газпром» как раз настаивает на жестком выполнении контрактов – так что с этой стороны бояться Украине особо нечего. Будет новый договор – «Газпром» его выполнит.

Но украинцы в обсуждении вопроса аренды опять исходят из старой идеи, что их страна находится в центре российских интриг. И что нет более важной задачи для «Газпрома», чем любыми путями получить контроль над украинской ГТС. На самом деле в России уже устали от обсуждения темы украинской трубы, которая мало кого волнует в Москве. Объяснение простое - введены две нитки «Северного потока», благодаря которым в прошлом году транзит газа по территории Украины составил всего 84,2 миллиарда кубометров, упав на 19%. Началось активное строительство «Южного потока» по российской территории и компрессорных станций. Недалеко и до начало промышленного строительства морской части (процедура сварки первого стыка прошла в декабре прошлого года).

Российские эксперты считают, что надо уже забыть о трубе и сосредоточиться на теме интеграции России и Украины в единое экономическое пространство. Кстати, именно это позволит Украине останется суверенной страной, даже если Россия в том или ином виде будет участвовать в управлении ее ГТС. Ведь без общего управления трубой невозможно никакое единое экономическое пространство. Потому что это прежде всего вопрос взаимного доверия. Не будет доверия - не будет никаких общих экономических проектов. Труба поможет это доверие вернуть. Возьмите Белоруссию. Она отдала России газовую трубу – и не перестала быть независимой страной. Зато получила дешевый газ, при этом никто ее не обманул. И теперь она один из ключевых участников интеграционных процессов на постсоветском пространстве.

Есть и другие значимые соображения. Если будет решен вопрос с украинской ГТС, то еще можно пересмотреть объем «Южного потока», удешевив этот проект. Кроме того, есть трудности с ЕС – европейские регуляторы создают проблемы с заполнением новых трубопроводов. Так, Европейская комиссия требует, чтобы половина мощностей газопровода OPAL (он соединяет Nord Stream c газотранспортными системами Восточной Европы)  загружалась альтернативными «Газпрому» поставщиками. Хотя их там просто не может быть – но ЕС это не смущает, что приводит к тому, что ответвления от Nord Stream полностью не заполняются. Эти же трудности придется решить и с «Южным потоком». В этой ситуации участие в управлении украинской ГТС может пригодиться.

Понятно, что для Украины ценность вхождения России в управление ГТС намного выше. Это и возможность сохранить часть транзитного бизнеса. И единственный способ снижения цен на газ. Тем более что от российского газа избавиться у Украины в ближайшее время не получится. Какие бы байки не рассказывали представители политического руководства Украины.

Давайте коротко разберемся с основными газовыми фантазиями, запущенными украинскими коллегами, на языке сухих цифр. Начнем с самой популярной темы – долга за невыполнение контракта. Украинская власть считает эту тему искусственно поднятой российской стороной. 

Но смотрим на цифры. Для начала вспомним детали контракта от 19 явнаря 2009 года. Украине нужно потребить 52 млрд кубометров. Уровень take-or-pay, предполагающий обязательную оплату газа в независимости от уровня реального потребления (кстати, эта норма есть во всех контрактах «Газпрома» с европейскими покупателями, а вовсе не придумана специально для Украины), составляет 80%. Итого получаем 41,6 млрд кубометров. Еще на 20% потребление можно снизить, если за полгода написать соответствующую бумагу в «Газпром». Руководство Украины и «Нафтогаза» прекрасно знало о необходимости такого уведомления. Итак, если письмо написано, то уровень потребления снижается до 33,28 млрд кубометров.

Украина же закупила в 2012 году 32,9 млрд кубометров – что на самом деле практически соответствует контракту! Откуда же долг? Очень просто. Из этого объема 24,9 млрд приобрел «Нафтогаз», с которым как раз  заключен контракт. А еще 8 млрд купила компания Ostchem Holding Дмитрия Фирташа. Вопрос - а зачем украинские власти с апреля 2011 года разрешили ему покупать газ напрямую? Ведь очевидно, что эти объемы не учитываются при расчетах «Газпрома» с «Нафтогазом». Таким образом, руководство Украины в реальности само соорудило себе долг перед «Газпромом», идя навстречу дружественным олигархам. Хотя его вообще можно было бы избежать.

Или возьмем совершенно позорную историю с подписанием договора о строительстве СПГ- терминала под Одессой с испанской компанией Gas Natural Fenosa. На прошлой неделе глава украинского Государственного агентства по управлению инвестициями и национальными проектами Владислав Каськив порадовал заявлением о том, что уже в 2014 году Украина примет первый СПГ. Но тут даже комментировать нечего. Ясно, что в такие сроки терминал не построить. Да и газа для него на рынке просто нет. Сколько ни разглагольствуй о том, что найдена альтернатива России.

В конце 2012 года Украина подписана еще один договор – с компанией Shell на разработку сланцевого газа. Контракт этот подается как спасение Украины. Хотя сланцевые проекты в соседней Польше уже сильно буксуют.  Огромные сомнения, что этот проект будет выполнен в заявленные сроки. Но шуму от него много. 

Украина одержима идеей снижения газовой зависимости от РФ. 2012 год называется едва ли годом великого перелома – якобы Украина сократила импорт российского газа на 26,48%. Но весь фокус в том, что никакого падения потребления российского газа на Украине в реальности нет. Дело в том, что собственная добыча на Украине не растет, а общий спрос не падает. По данным Министерства энергетики и угольной промышленности Украины, в прошлом году потребление газа составило 54,8 млрд. куб. м, практически почти столько же, что и в 2011 году. оно составило 54,3. Так как же мы можем потерять украинский рынок, если другого газа там просто нет?

Ах да, чуть не забыл «контракт века» - договор с немецким газовым трейдером RWE Supply & Trading,  который и должен избавить от страшной газовой зависимости от России. Контракт с RWE принес «ошеломляющие» результаты – в 2012 закуплено аж… 56 миллионов (!) кубометров газа. Тут неплохо вспомнить о цене на этот газ. Осенью украинские власти говорили, что он на 100 долларов дешевле российского. Но детали контракта благоразумно не показывали. Кстати, украинская статика дает цену газа от RWE по 2012 году – он стоит ровно столько же, сколько и российский. Потом цены на споте еще больше взлетели. Так что теперь газ от RWE должен стоить даже дороже газпромовского.

Но, видимо, сборники своих статистических служб на Украине не читают.

Зато любят порассуждать на тему справедливой цены. Она, по мнению украинского руководства, - примерно 245 долларов. Но откуда берется такая цифра? Возьмем стоимость российского газа в конце 2012 года у соседей Украины. В Словакии он стоил 430 (столько же и на Украине), в Польше – 525. Даже если учесть, что для Украины газ должен быть дешевле на цену транзита (примерно 40 долларов), все равно не ясно, откуда получается эта «справедливая цена». Точнее, как раз предельно ясно - с потолка.

Вот из-за такой кривой математики мы ходим по кругу. В России это многих уже утомило. Может быть, пора закончить плодить новые мифы и избавиться от взаимных фобий?

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Источник: РИА Новости Украина, 19.03.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики