Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Евросоюз сдал «Газпрому» карту

Евросоюз сдал «Газпрому» карту

В пятницу министр энергетики Александр Новак и еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер подписали «дорожную карту» энергетического сотрудничества России и ЕС до 2050 г. Это «символ хороших энергетических отношений», прокомментировал представитель Эттингера. «Документ получился компромиссный», — замечает Новак.

Cтратегическая цель — к середине XXI в. построить «панъевропейское энергетическое пространство» с взаимосвязанной инфраструктурой и открытыми и конкурентными рынками, говорится в «дорожной карте» (есть у «Ведомостей»). К 2050 г. ЕС и Россия должны сблизить энергетическое законодательство, состыковать энергосистемы и рынки электроэнергии, устранить барьеры в нефтяном секторе.

Самая объемная часть документа посвящена торговле газом. 70% поставок газа из России приходится на Европу. «Карта» предписывает ЕС информировать Россию об изменении спроса на газ и мерах по снижению использования углеводородов. Это поможет России избежать вложений в активы, которые могут стать неокупаемыми.

Главная проблема в энергетических отношениях с ЕС — Третий энергопакет. Один из его основных принципов — предоставление равного доступа к инфраструктуре. Поставщик должен продать транспортные мощности, передать их в управление независимому оператору или гарантировать другим игрокам доступ к 50% мощностей. Представитель «Газпрома» не комментирует «дорожную карту».

Россия хочет добиться особого статуса для проектов «Газпрома» — «Северного потока» с отводами NEL и OPAL и еще не построенного «Южного потока». Трубопровод, проходящий через две и более страны, может претендовать на исключения, говорила представитель еврокомиссара по энергетике Николь Бокшталлер, договорится о них можно и на двусторонней основе, но страна — член ЕС должна согласовать отступления с Еврокомиссией. Исключение уже сделано для OPAL, соединяющего Германию и Чехию: «Газпром» может использовать свыше 50% мощностей, если не менее 3 млрд куб. м будет поставлено на чешский рынок. NEL же целиком находится в ФРГ.

Россия предлагала придать Северному и Южному потокам статус «проектов взаимного интереса» — это закрепит за «Газпромом» монополию на прокачку по ним газа. Третий пакет — законодательство ЕС, Россия лишь может на двусторонней основе обсуждать отдельные аспекты «в пределах гибкости», которые предусмотрены законом, замечает человек, близкий к европейской делегации.

«Карта» предписывает до 2020 г. «обеспечить поддержку крупным проектам в газовой инфраструктуре, которые стороны признают проектами взаимного интереса», к 2030 г. сблизить регулирование рынков, а к 2050 г. — устранить все барьеры.

Европа надеется на встречное движение, объясняет человек, близкий к европейской делегации: энергетический рынок России должен стать более открытым. Это зафиксировано и в «дорожной карте»: ЕС «заинтересован, чтобы сектор разведки и добычи [газа] работал в международной конкурентной среде».

Энергодиалог России и ЕС зашел в тупик и «карта» подтверждает это, говорит директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов: обязательств она не накладывает, а реальные действия противоречат декларациям — в середине марта Еврокомиссия отказалась внести «Южный поток» в перечень приоритетных проектов. Сближение регулирования для ЕС означает отмену монополии «Газпрома» на экспорт, а этого ждать не приходится, резюмирует он.

Автор: Маргарита Лютова

Источнки: Ведомости, 25.03.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики