Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Shell отправится за нефтью на дно Арктики

Shell отправится за нефтью на дно Арктики

Голландцы помогут России в освоении месторождений северных морей

Сегодня президента Владимира Путина ждут в Амстердаме. В присутствии главы России будет подписано около полутора десятков различных документов, в том числе – соглашение о сотрудничестве в Арктике между «Газпром нефтью» и Royal Dutch Shell. Для одних экспертов это не более чем «ритуальная пляска», для других – событие почти знаковое, за которым последуют практические шаги по реализации крупнейших энергопроектов на севере страны.

Воскресенье Владимир Путин провел в Германии, где состоялись его переговоры с канцлером ФРГ Ангелой Меркель. В программе однодневного визита в Нидерланды значатся переговоры с голландским премьером Марком Рютте и еще одно перерезание ленточки на церемонии открытия Года России в Нидерландах и Года Нидерландов в России. Церемония пройдет в «Эрмитаже на Амстеле» – филиале петербургского Эрмитажа, открывшемся в Амстердаме несколько лет назад. Деловая программа визита не менее насыщенна. Нидерланды традиционно входят в тройку основных торговых и инвестиционных партнеров России. В 2012 году товарооборот между нашими странами составил 82,7 млрд. долл., а общий объем накопленных голландских инвестиций в РФ достиг 61,5 млрд. долл.

Стороны хотели бы, чтобы сотрудничество развивалось в том же взаимовыгодном ключе. Не случайно в присутствии Путина планируется подписать полтора десятка документов. Среди наиболее значимых – соглашение между «Газпром нефтью» и Shell, касающееся совместной работы в освоении запасов сланцевой нефти в Ханты-Мансийском автономном округе и шельфовых блоков в акваториях российских арктических морей. Компании плодотворно сотрудничают уже на протяжении многих лет. Партнерство может продолжиться и при реализации новых проектов разработки нефтяных месторождений на севере России. Одна из наиболее вероятных точек приложения усилий – месторождение Долгинское в Печорском море с запасами нефти на уровне 130–140 млн. т. Что касается добычи сланцевой нефти, то у «Газпром нефти» и Shell уже есть хороший задел – реализуется проект на Ямале в рамках совместного предприятия Salym Petroleum Development.

Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов уверен, что энергосотрудничество российских и голландских компаний в Арктике объективно необходимо. «Эти проекты сложные, финансово емкие и нуждаются в технологиях, которые подчас еще не созданы. В одиночку их ни одна страна не вытянет», – считает эксперт. По его мнению, это правило в полной мере распространяется на Россию, которой в технологическом плане действительно почти нечего предложить. Здесь все должно быть общее – инвестиции, технологии, маркетинговая политика, отметил Симонов.

Совершенно иной взгляд на проблему и иные оценки перспектив освоения месторождений углеводородов, открытых в Арктике, у директора Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Игоря Честина. Предстоящее подписание в Амстердаме соглашения о сотрудничестве между «Газпром нефтью» и Shell эколог назвал «ритуальными плясками». Он напомнил, сколько аналогичных документов подписано по Штокмановскому газоконденсатному месторождению, открытому четверть века назад в центре шельфовой зоны российского сектора Баренцева моря. Но проект с мертвой точки фактически не сдвинулся. И не удивительно – сегодня нет технологий, которые позволяют добывать нефть и газ в тяжелейшей ледовой обстановке, характерной для северных морей. Инвесторов отпугивает в том числе и чрезвычайная дороговизна таких проектов, делающая их заведомо нерентабельными. В этой связи Честин привел в пример слова представителя одной из нефтяных компаний, который честно признал, что себестоимость арктической нефти может достигать 700 долл. за баррель.

И это при том что на мировой рынок углеводородов начинает оказывать все большее влияние рост предложения сланцевой нефти. Основной производитель – США, обладающие примерно 70% мировых запасов этого сырья. По данным PriceWaterhouseCoopers (PwC), в 2004 году американцы добывали 111 тыс. баррелей нефти в сутки, в 2011 году – 553 тыс. баррелей в сутки. Рост составил 26% в год. При этом импорт нефти сократился до минимального значения за 25 лет. PwC ссылается на прогноз Минэнерго США, согласно которому к 2035 году в стране будут добывать 1,2 млн. баррелей нефти в сутки. Любопытно, что прогнозы рыночных аналитиков оптимистичнее официального – 3–4 млн. баррелей в сутки. Себестоимость барреля сланцевой нефти – величина непостоянная. Например, СМИ писали, что в Техасе якобы она не превышает 15 долл. за баррель, а с ростом объемов добычи можно ожидать снижения до 6–9 долл. за баррель.

Впрочем, российские эксперты против рождения нового культа. С точки зрения Честина, существующие технологии добычи сланцевой нефти и газа оказывают разрушительное влияние на экологию. Симонов же напомнил, что США были и остаются крупнейшим в мире импортером нефти и сланцевая нефть пока не покрывает внутренние потребности страны. Эксперту очевидно, что обычная нефть, от которой сейчас отказываются США, найдет спрос на других рынках. «Сланцевая нефть будет добываться, и успехи будут. Но Россия ближайшие лет двадцать без нефтяных контрактов точно не останется», – убежден Симонов.   

Автор: Игорь Наумов

Источник: Независимая газета, 08.04.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики