Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Противники зовут дружить

Противники зовут дружить

России и еще шести развивающимся странам предлагают подписать соглашение об ассоциации с Международным энергетическим агентством. МЭА представляет интересы импортеров, а не экспортеров нефти, да еще и публикует доклады «антироссийского» характера, поэтому России в этой организации делать точно нечего, считают эксперты.

Международное энергетическое агентство (МЭА) ведет переговоры об ассоциации с не входящими в него семью странами с быстро растущей экономикой: Бразилией, Индией, Индонезией, Китаем, Мексикой, ЮАР и Россией.

«У нас есть общий интерес – надежность поставок энергоносителей», – заявила глава МЭА Мария ван дер Хувен в интервью FT, передает «Бизнес-ТАСС».

МЭА представляет интересы промышленно развитых стран – импортеров нефти. Оно появилось в ответ на создание компаниями-производителями ОПЭК. Сейчас в его составе 28 стран. Так, членами МЭА являются Япония, Австралия, Новая Зеландия, Южная Корея, Канада и США, а также многие европейские страны, в частности Германия, Франция и другие.

МЭА – это не только исследовательский центр, который оценивает состояние рынка и делает прогнозы. Агентство занимается также перераспределением запасов нефти между участниками организации при возникновении перебоев с поставками. Также они помогают разработке альтернативных источников энергии и ее эффективного использования, плюс способствуют снижению потребления в странах – членах агентства.

Большинство стран, с которыми МЭА ведет переговоры, являются значимыми производителями энергетического сырья. В частности, Россия является крупнейшим производителем нефти и газа, Китай – угля, Бразилия – биотоплива.

Мария ван дер Хувен заявила Reuters, что МЭА уже более 10 лет пытается «углубить партнерство с этими странами». Однако им предлагается не членство в МЭА, а подписание соглашения об ассоциации.

«Ассоциированный статус будет означать обмен данными и координацию в процессе высвобождения запасов энергоносителей, которыми обладают страны – члены организации», – пишет FT.

При этом МЭА не будет требовать от государств, которые заключат соглашение об ассоциации, создания запасов нефти, равных объему ее импорта в течение 90 дней. Страны – члены организации должны выполнять такое требование. Они должны делиться этими запасами нефти с другими членами МЭА при необходимости. Такая необходимость возникает, если одной из стран-членов не хватает более 7% нефти от обычного потребления.

Пока никаких решений ни одной из сторон не принято. По словам главы МЭА, переговоры с семью странами находятся на предварительной стадии и могут продлиться несколько лет. Однако, по данным FT, представители семи стран, с которыми МЭА ведет переговоры об ассоциации, будут приглашены на министерскую конференцию организации, которая пройдет в ноябре этого года.

Гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов считает, что России как экспортеру нет никакого смысла вступать в МЭА, которое занимается обеспечением исключительно интересов импортеров энергоносителей.

«МЭА у нас воспринимается как интеллектуальный штаб потребителей. Но на самом деле это не только интеллектуальный штаб импортеров нефти, но и структура, которая занимается резервированием и обменом нефтью. Мы с этого совсем ничего не приобретем», – считает Симонов.

«Логичней тогда уж вступить в ОПЕК, хотя я принципиальный противник этого. Вступление в ОПЕК означает, что Россия свяжет себя обязательствами и квотами, окажется в организации, где исламские страны будут навязывать свои правила игры. Мы приобретем ненужную ответственность, но также не получим с этого никаких дивидендов», – отмечает эксперт.

«Что касается участия в интеллектуальной деятельности МЭА, то я уверен, что наш голос просто не будет услышан. Они сидят в Париже и пишут свои доклады, которые носят антироссийский характер. Например, летний доклад о новых правилах золотого века газа. Его суть в том, что золотая эра газа наступит для всех, кроме России. В другом замечательном докладе они говорят, что скоро Ирак будет главным производителем нефти и вытеснит Россию с мирового рынка нефти. Но и этого им показалось мало – выпустили третий доклад, где обещают доминирование нетрадиционных источников энергии. Во всех докладах делается вывод о том, что России ничего не светит на мировом энергетическом рынке», – вспоминает Симонов.

«Они возьмут с нас денег, пригласят на совещание, но будут делать все то же самое, только за наши деньги», – считает он.

«Какой смысл финансировать организацию, которая создает продукт, который только вызывает истерику в России? Вся истерика, например, вокруг того же сланцевого газа во многом строится вот на таких докладах из Парижа. Но если взять их прогнозы десятилетней давности, окажется, что они ничего не могут угадать», – говорит Симонов.

Доклады МЭА действительно рисуют печальную картину об энергетическом будущем России. Так, в майском докладе 2012 года эксперты Международного энергетического агентства заявили, что к 2035 году Россия из-за роста добычи в мире сланцевого газа утратит положение лидера по добыче голубого топлива, уступив его США. Согласно прогнозу агентства, в России в 2035 году будет добыто 784 млрд кубометров газа, а в США – 821 млрд кубов. Третьим по значимости производителем газа станет Китай, где добыча голубого топлива в ближайшие 25 лет вырастет почти в пять раз.

Мировую энергетику полностью изменят новые технологии, с помощью которых добываются нефть и газ из сланца в США, считают в МЭА.

России приходится отбиваться от таких удручающих прогнозов. В Газпроме уверяют, что в 2030 году в США будут добываться лишь около 150 млрд кубометров сланцевого газа, что в шесть раз меньше, чем объемы добычи природного газа в России.

В августе МЭА публикует доклад, озаглавленный «Наступит ли золотой век газа?» («Are we entering the Golden Age of Gaz?»). В нем все те же выводы: для России этот век окажется не «золотым», а скорее «серебряным», так как она уступит США первое место по добыче природного газа. Доля России и стран Ближнего Востока в мировой газовой торговле к 2035 году сократится с нынешних 40% до 35%.

В ноябре МЭА публикует еще один доклад, где снова поет дифирамбы США, которые к 2020 году вернут себе статус крупнейшего производителя нефти в мире, обогнав Саудовскую Аравию. А после 2020 году могут стать самодостаточными в плане обеспеченности нефтью.

Про Россию сказано в докладе немного, но и это «немного» не оптимистично. Россия, по мнению экспертов МЭА, отойдет на третье место по добыче нефти после США и Саудовской Аравии и уступит второе место в рейтинге крупнейших в мире экспортеров нефти Ираку уже к 2030 году. Ираку же уделяется в докладе особое место, так как от него эксперты ждут выхода на лидирующие позиции в мире по нефтедобыче.

Кстати, все решения в МЭА принимаются голосованием. Чтобы принять новые обязательства, нужно 100-процентное согласие всех членов. Но в других случаях этого не требуется, а США имеют большинство голосов, которые рассчитывают, исходя из объемов потребления нефти.

Автор: Ольга Самофалова

Источник: Взгляд, 05.04.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики