Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Ямал-Европа-2»: Киев боится стать ненужным

«Ямал-Европа-2»: Киев боится стать ненужным

Министерство энергетики России прорабатывает вопрос о создании газопровода «Ямал-Европа-2» через Белоруссию в обход Украины. Цель строительства — повысить надежность поставок топлива в Восточную Европу

Россию толкает к этому прежде всего политическая необходимость, признают эксперты, политика же, по их мнению, станет главным препятствием на пути реализации проекта.

«Ямал-Европа-2» будет ответвлением от газопровода, построенного еще в 1990-е годы. От границы Белоруссии и Польши труба потянется в направлении Словакии и Венгрии. Конкретный маршрут еще будет уточняться. Газпром сможет начать эту стройку после полного завершения двух других проектов — «Северного потока» по дну Балтийского моря и «Южного потока» через Черное море. Таким образом, новый газопровод может появиться к 2018–2019 году.

Российские чиновники заявляют, что «Ямал-Европа-2» поможет диверсифицировать поставки газа в Восточную Европу и тем самым снизить риски перебоев. Эксперты считают, что речь прежде всего о политических рисках. Украина является слишком ненадежным транзитером российского газа, считает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов и напоминает о многочисленных «газовых войнах»:

«К сожалению, нет других вариантов, кроме как задуматься об обходе Украины. Труба «Ямал-Европа-2» закрывает «серую зону» которую не могут закрыть «Северный поток» и «Южный поток». Закрывается центральная часть Восточной Европы — можно осуществлять поставки в Венгрию, Словакию и дальше выходить на австрийский Баумгартен, куда «Южный поток» не пойдет согласно последним планам. Таким образом Украина полностью убирается из транзита, и мы гарантируем европейцам надежность наших поставок».

С Белоруссией, через которую будет проложен трубопровод, тоже случались конфликты. Но сейчас газотранспортная система республики контролируется Газпромом, так что, по словам Константина Симонова, беспокоиться не о чем. Еще один плюс — проект «Ямал-Европа-2» окажется не таким дорогим, как, скажем, «Северный поток» и «Южный поток». По оценкам Фонда национальной энергетической безопасности, он обойдется в полтора-два миллиарда долларов.

Однако некоторые эксперты опасаются, что реализации проекта будет мешать политика. Киев раздражен тем, что может полностью лишиться транзита, и его можно понять, ведь украинский бюджет в этом случае недосчитается трех-четырех миллиардов долларов в год. Украину поддерживают некоторые политики в Восточной Европе, прежде всего в Варшаве.

Так, польский премьер Дональд Туск и некоторые его коллеги уже высказали скепсис в отношении нового трубопровода. Ситуацию прокомментировал независимый эксперт Дмитрий Лютягин:

«Я пока не совсем уверен в том, что данный трубопровод может быть реализован в тех политических условиях, в которых сейчас существуют Россия, Польша, Украина и другие восточноевропейские страны. Антироссийская риторика в части газа на самом деле является значимой, и без ее решения, без смягчения ее в пользу России такого рода проекты на территории этих стран, даже с учетом экономической выгоды, могут идти сложно».

Российские эксперты считают, что в итоге рационализм возьмет верх над политическими опасениями. Ведь, как отмечает Константин Симонов, Газпром предлагает Восточной Европе еще одну трубу, но не просит от потенциальных потребителей ни соинвестиций, ни отказа от участия в каких-либо альтернативных проектах.

Автор: Влад Гринкевич

Источник: Голос России, 10.04.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики