Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ни обойти, ни договориться

Ни обойти, ни договориться

Кому и зачем нужны газовые войны между РФ и Украиной

Вчера вечером «Газпром» снял ограничения на поставки газа Украине. Этого следовало ожидать — ни отключить газ Европе, ни обойти Украину Россия не может. Договориться с Киевом тоже не получается: там обещают выплатить долг, но взгляды на его размер и сроки погашения у «Наф­тогаза Украины» и «Газпрома» разные. Предметами спора являются также цена на газ, транзитные тарифы, цена хранения газа на Украине, ее право на реэкспорт газа, доступ России к украинским газопроводам. При этом ЕС, у которого Киев, по мнению российской стороны, крадет газ, оправдывает Украину.

Вчера агентство Regnum провело «круглый стол» «Газовый лоббизм в российско-украинских отношениях». Но директор Института Украины Евгений Минченко, глава фонда «Свободная Россия» Модест Колеров и президент Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов говорили не столько о лоббистах, сколько о геополитике. По их мнению, основными игроками в газовой войне, кроме РФ, Украины и ЕС, являются также США и газовые страны Средней Азии.

«Цена газа в мировой энергетике становится второстепенным фактором, гораздо важнее маршруты, объемы и стабильность по­ставок», — отметил г-н Минченко. Стратегия США — взять под контроль российский и среднеазиатский газ. Тактика — поссорить Россию и ЕС, отвести газ из Средней Азии в Европу, минуя РФ, и блокировать попытки «Газпрома» обойти Украину с юга и севера. Поэтому США в конфликте Москвы и Киева поддерживают Украину. Позиция ЕС двойственная. Энергетики и металлурги ЕС, для которых Украина — основной конкурент, заинтересованы в ее переходе на европейскую цену газа и в целом поддерживают «Газпром», отметил г-н Симонов. Однако политики Евросоюза поддерживают Украину из-за близости позиций Брюсселя и США.

У Киева же стратегии нет вообще. По словам Евгения Минченко, в его интересах были бы плавный переход к европейской цене на газ, сохранение транзитной монополии и стабильности поставок. Однако единого переговорщика на Украине нет. «Виктор Ющенко пытается сохранить газовые льготы и металлургический бизнес восточноукраинских олигархов, которые финансируют галицийский политический проект, чтобы капитализироваться в ЕС», — пояснил г-н Колеров. Отсюда посредники вроде RosUkrEnergo и попытки выторговать газовые квоты для отдельных компаний.

Тактика Тимошенко — снизить капитализацию активов политических конкурентов, а также взять под контроль газовые схемы для финансирования президентской предвыборной кампании 2009 года, добавляет г-н Минченко. Это чревато удорожанием газа, но бизнес спонсоров Тимошенко от этого не пострадает: по словам экспертов, 60% активов группы «Индустриальный Союз Донбасса» находится за границей, в частности в Польше.

При всем этом, по словам Константина Симонова, до 2015 года Украине понадобится 140 млрд куб. м газа, и взять их, кроме России, негде. Кроме того, по мнению Модеста Колерова, через пять-семь лет газотранспортную систему Украины ждет катастрофа: «Ей 40 лет, на ремонт нужны миллиардные инвестиции». Но условий для них пока нет. Киев также намерен помешать «Газпрому» проложить газопровод «Южный поток» по дну Черного моря. Обойти Украину с севера «Газпрому» и компании Nord Stream мешают прибалтий­ские страны ЕС.

По словам г-на Симонова, в ближайшие пять-семь лет заменить Украину, через которую в ЕС по­ступает 115 млрд куб. м россий­ского газа в год, России будет нечем. Отключать ей газ бесполезно, а договориться с Киевом можно только при посредничестве ЕС, что и пытался сделать «Газпром». Однако Брюссель выступает адвокатом Украины и лелеет идею создания «энергетического НАТО» для контроля над поставками из РФ.

Иначе говоря, Запад вынуждает Москву спонсировать газом недружественных соседей.

Автор: Виктор Ядуха

Источник: РБК daily, 06.03.2008


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики