Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Под кого готовят приватизацию украинской трубы

Под кого готовят приватизацию украинской трубы

В оппозиции уверены, что под Россию, власти говорят, что еще подумают кому отдавать ГТС, а в Москве вспомнили о буридановом осле.

На этой неделе парламент может превратить НАК «Нефтегаз Украины» в «барышню на выданье». Депутаты намерены принять в первом чтении законопроект Кабинета министров о возможности приватизации украинской газотранспортной системы. Министр энергетики Эдуард Ставицкий уже заявил, что Украина может продать 50% ГТС, если закон примут. Но не обязательно России.

Для России?

Впрочем, в оппозиции уверены, что законопроект готовится именно под создание консорциума с Россией «на двоих» (без участия европейских компаний). Были утечки и из властных коридоров, где говорилось, что Киев и Москва уже почти договорились о создании двухстороннего консорциума по управлению ГТС в обмен на существенную скидку на газ. «Думаю, что этот законопроект действительно нужен для создания газового консорциума с Россией, — считает политолог Михаил Погребинский. — Перспектив создания консорциума с Россией и Европой, как и отдельно с ЕС, я не вижу. Вы же помните: Россия соглашалась на это лишь при условии, что европейцы дадут гарантии на 20 лет вперед о готовности закупать определенные объемы газа. Они отказались».

Далекая перспектива

Однако, наш источник в Администрации президента утверждает, что Россия и консорциум к принятию закона не имеют никакого отношения. «Законопроект принят во исполнение требований ЕС по второму энергопакету. А приватизация — это очень далекая перспектива».

Не нашим, не вашим

В скорый консорциум с РФ не верят и в Белокаменной. «Законопроект нужен Украине для того, чтобы перевести переговорный процесс с Россией и Европой о будущем украинского газового транзита в предметное русло. Без принятия этого документа все обещания Украины и по реструктуризации газовой отрасли по европейским лекалам, и по движению в сторону газотранспортного СП с „Газпромом“ были голословными, поскольку в самый ответственный момент договоренности могли быть заблокированы в Раде, — говорит Алексей Гривач, заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности (Россия). — Если законодательные ограничения на действия с ГТС будут сняты, президент и правительство смогут гарантировать выполнение обязательств перед партнерами. Кто это будет — Москва или Брюссель, зависит от политической воли Киева. Иными словами, правительство Украины в вопросе будущего газотранспортной системы было в шкуре буриданова осла, только хуже. Оно не только мечется между „сеном“ и „морковкой“, но еще и юридически было отделено от них решеткой. Предложенный законопроект уберет решетку и даст шанс вылезти из ослиной шкуры, выбрав, наконец, один из путей развития. Вы же помните, осел из притчи плохо кончил из-за своей нерешительности».

Автор: Анастасия Рафал

Источник: Вести. UA, 14.05.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики