Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Москва отказала Баку в прокачке нефти по российской территории

Москва отказала Баку в прокачке нефти по российской территории

Соглашение о льготном транзите азербайджанской нефти было экономически невыгодно российской стороне из-за малых объемов прокачки. Оно будет заменено новым коммерческим договором, который застрахует «Транснефть» от убытков, считает эксперт Александр Пасечник

Россия расторгла договор с Азербайджаном о транзите нефти через свою территорию. Распоряжение об этом подписал премьер-министр Дмитрий Медведев.

Соглашение о транзите нефти между Москвой и Баку было подписано еще в 1996 году. Тогда стороны договорились, что ежегодно по нефтепроводу Баку-Новороссийск должно прокачиваться не менее 5 миллионов тонн нефти. Однако через некоторое время эти объемы сократились чуть ли не в два раза.

Какие причины заставили расторгнуть соглашение, «Голосу России» рассказал руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

— Расскажите, пожалуйста, что это за соглашение, в чем его суть и насколько оно было важно для России?

— Как вы сказали, оно действует с 1996 года. Суть следующая: предусматривался политический контракт, льготная транзитная прокачка азербайджанской нефти в размере 15,67 доллара за 1 тонну. Но так как индексации не было, коммерческая составляющая была сведена на нет, и сейчас этот контракт стал убыточным для российской «Транснефти».

Второй момент — Азербайджан не справляется с заданными объемами прокачки. Видимо, есть проблемы с добычей, а недозагруженность мощностей приводила к тому, что «Транснефть» несла серьезные убытки. Азербайджану было предложено сократить квоту, чтобы трубопровод не простаивал, чтобы туда пришли другие игроки, например «Лукойл», который в 2010 году начал осваивать месторождение имени Корчагина на Каспии.

В Баку это предложение не нашло поддержки, поэтому последовали санкции со стороны российского правительства, в частности российский премьер дал распоряжение о прекращении транзита азербайджанской нефти через территорию РФ по трубопроводу Баку-Новороссийск.

— Почему Азербайджан отказался от участия в этом проекте других игроков?

— Не отказался. Ему было интересно заморозить объем на 5 миллионов тонн на тот случай, если добыча в стране резко возрастет. Существовал льготный тариф на прокачку, по сути субсидированный. Это было политическое решение.

Теперь Москва и Баку вышли из политического поля и эту проблему выведут на экономический уровень. На следующий год будет другой коммерческий договор, который будет соответствовать ожиданиям «Транснефти». Определятся новые ставки, по которым прокачка по нефтемагистрали перестанет быть для России убыточной при текущих объемах азербайджанской нефти.

В таком русле и будем развивать диалог. Коммерческая подоплека становится выше, чем политическая составляющая. Искать здесь конфликт между странами не стоит — не те объемы, не тот масштаб.

— Здесь чисто экономическая причина?

— По большому счету, да. Россия вела себя очень мягко. В течение 5 лет не было полной загрузки нефтепровода азербайджанской нефтью. При квотах в 5 миллионов тонн 5 лет транспортировалось всего лишь 2, что не покрывало даже затрат на содержание трубопроводной системы. «Транснефть» несла убытки в размере около 50 миллионов долларов.

— Почему Азербайджан так резко сократил объемы? Это, может быть, как-то связано с проектом «Набукко»?

— Едва ли это причина. В Азербайджане сейчас большая проблема с добычей — BP стала меньше добывать на Каспии. Этим недоволен президент.

Пик нефтедобычи в Азербайджане пройден, новые промыслы синхронно не вводятся, общий уровень добычи нефти снижается. Это можно посмотреть по экспорту другой системы — Баку-Тбилиси-Джейхан. Он сократился примерно на 5 процентов по сравнению с показателями первого квартала 2012 года. В целом нефтяная отрасль Азербайджана стагнирует.

Источник: Голос России, 14.05.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики