Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия заговорила о проекте «Ямал-2», чтобы вынудить Украину продать ГТС

Россия заговорила о проекте «Ямал-2», чтобы вынудить Украину продать ГТС

В России заговорили о газопроводе «Ямал-Европа-2» в обход Украины, чтобы напугать украинское руководство и заставить его продать «Газпрому» свою газотранспортную систему.

Такое мнение высказал ведущий эксперт российского Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.
«Есть желание посильнее напугать украинское руководство перспективой строительства и реального ввода в строй обходных газопроводов, которые гарантированно смогут заменить украинский транзит. Идея, которую «Газпром» и политическое руководство России пытается довести до Януковича, крайне проста: «продайте ГТС, тогда откажемся хотя бы от части обходных маршрутов», — сказал Митрахович.
По его словам, российская сторона, поднимая этот вопрос, как бы отсылает к опыту Беларуси.
«Мол, там продали трубу, и ничего страшного, сейчас вот даже новую проложим, транзит через Беларусь только вырастет. Украине предлагается в вопросах трубы пойти по пути Беларуси», — добавил он.
При этом Митрахович считает, что разговоры про «Ямал-2» позволят «Газпрому» и Путину в случае необходимости закрыть тему третьей и четвертой ниток Nord Stream («Северный поток») и не строить их раньше трубы через Беларусь и Польшу.

В тоже время, он отметил, что объективно в Европе есть регионы, куда газ через газопроводы Nord Stream и South Stream («Южный поток») поставлять неудобно (юго-восток Польши, Словакия и север Венгрии). По его мнению, «Ямал-2» решил бы эту проблему.
При этом Митрахович подчеркнул, что это как раз те страны, которые сейчас вовлечены в игры с Украиной по виртуальному реверсу.
«А если газ в эти страны пойдет не через Украину, а через „Ямал-2“, то поставки российского газа из Европы будут возможны уже только уже через физический реверс, что сделает этот газ более дорогим, чем получается в схеме реверса виртуального», — сказал он. Митрахович считает, что «есть небольшая надежда, что поляки в итоге согласятся на аргументы „Газпрома“ — ведь с экономической точки зрения они получают и новую трубу, и возможность зарабатывать на транзите, а другим газовым проектам (СПГ, интерконнекторы, сланцы и пр.) „Ямал-2“ никак не мешает.
„Больше труб хороших и разных“ — это отличный вариант для потребителя. Хотя я лично думаю, что раз уж Туск раскритиковал этот проект по политическим причинам („нежелание играть в российскую игру“), то он свое мнение не изменит», — считает эксперт.

Справка. 3 апреля 2013 года Президент России Владимир Путин поручил «Газпрому» проработать вопрос строительства в обход Украины газопровода «Ямал-Европа-2» через Беларусь.
Через Ямальский газопровод, который проходит через территорию Беларуси и Польши в Германию, россияне ежегодно могут поставлять около 33 млрд кубометров газа.
4 апреля в Санкт-Петербурге «Газпром» и польско-российская компания «ЕвРоПолГаз» подписали меморандум о взаимопонимании по проекту строительства газопровода «Ямал-Европа-2» мощностью не менее 15 млрд куб. м газа в год. Технико-экономическое обоснование проекта должно быть подготовлено на протяжении шести месяцев.
Предложения «Газпрома» предусматривают строительство газопровода на территории Польши от белорусской границы до Словакии.
5 апреля премьер-министр Польше Дональд Туск заявил, что польская власть не поддерживает идею строительства еще одного газопровода в обход Украины, который мог бы проходить через территорию Польши в рамках проекта «Ямал-Европа-2». По его словам, Польша не заинтересована в дополнительных поставках газа из России, поскольку хочет уменьшить свою энергетическую зависимость от россиян.
Польская национальная нефтегазовая компания PGNIG и " ЕвРоПолГаз " заявили, что подписанный меморандум является лишь декларацией намерений изучить экономическую целесообразность проекта «Ямал-Европа-2» и не обязывает никого ни строить новый трубопровод, ни подписывать какие-либо контракты в будущем.
19 апреля Туск принял решение уволить министра государственного имущества Николая Будзановского за недостаточный контроль над государственными компаниями, который стал очевидным после подписания меморандума с российским «Газпромом» по проекту «Ямал-Европа-2».
15 мая Миллер заявил, что газопровод «Ямал-Европа-2» в обход Украины может быть построен в «очень-очень» короткие сроки, так как не требует больших затрат.
В случае реализации проекта, этот газопровод станет третьим в обход Украины после уже построенного россиянами «Северного потока» и «Южного потока», сооружение которого началось в конце 2012 года.

Автор: Ольга Кихтенко

Источник: УНИАН, 17.05.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики