Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Разговоры о разделении Газпрома на добывающую и транспортную компании неизбежны

Разговоры о разделении Газпрома на добывающую и транспортную компании неизбежны

Алексей Гривач, заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности:

Я бы не стал связывать плановую проверку Газпрома Счетной палатой напрямую с темой разделения концерна на добывающую и транспортную составляющие, как это было в свое время с РАО ЕЭС. Это стандартная проверка – первая за пять лет. Что касается необходимости реструктуризации Газпрома, то эта идея должна быть продуманной и взвешенной, а не просто для того, чтобы поделить. Это последняя крупная естественная монополия, которая единственная не подвергалась реформированию. Поэтому разговоры о разделении неизбежны, но целесообразность его пока не обоснованна и под вопросом. Необходим тщательный и глубокий анализ. Я считаю, что важнее обсуждать, как увеличить эффективность работы этой компании, обеспечить контроль над затратами. Для разделения необходимы практические причины, а не теоретические выкладки. Надо понимать для чего, как, кем и когда его будут проводить, и просчитывать последствия такого шага для государства, потребителей газа, акционеров.

Решение о реформировании может принять только президент, без его санкции в последние годы даже дискуссия на эту тему не была возможна. Нельзя сбрасывать со счетов, что Владимир Путин на протяжении всего пребывания на руководящих должностях в стране был последовательным сторонником сохранения Газпрома как единой структуры. Думаю, должно случиться что-то действительно серьезное, чтобы президент изменил свое мнение по этому поводу.

Активными сторонниками разделения Газпрома выступают наши партнеры в Евросоюзе и Вашингтоне, для которых этот процесс имеет принципиальное значение. Их давление, правда, неэффективно, поскольку Россия самостоятельно выстраивает свою политику относительно крупных корпораций и естественных монополий. Я считаю, что если и менять что-то в Газпроме, то делать это надо, четко осознавая свои интересы (и государства, и граждан) и возможности их реализации таким образом.

Кроме того, я вижу еще один фактор, который препятствует этому шагу - низкую капитализацию «Газпрома». Глупо говорить о разделении и приватизации в период, когда цена актива явно заниженная по сравнению с реальной стоимостью. Понятно, что когда крупнейшая газовая компания мира стоит так дешево, у многих заинтересованных лиц и конкурентов возникает соблазн поживиться. Тут срабатывает закон инвестиционного сообщества – надо сначала снизить стоимость желаемого, потом купить эти активы и получить прибыль на их возвращении к адекватной цене.

Если говорить об интересантах разделения «Газпрома» внутри страны, то это и конкуренты «Газпрома» на газовом рынке, в лице Новатэка и Роснефти, которые имеют виды и на активы, и на долю рынка, и на доходы от экспорта. Обе компании располагают серьезными лоббистскими возможностями. Но я бы не сбрасывал со счетов и других крупных бизнесменов, которые могут искать возможности для входа в газовый бизнес.

Главное, чтобы это проявление конкуренции внутри страны пошло на пользу и рынку, и государству. Я не думаю, что сама по себе Счетная палата и ее проверка станут причиной и основой для реструктуризации, но могут рассматриваться как некий элемент давления на компанию и ее руководство. Хотя сама по себе работа Счетной палаты – это необходимость, поскольку на то и щука в реке, чтобы карась не дремал. Тот факт, что одновременно с проверкой появились разговоры о возможной отставке Миллера, это давление, в том числе и на Владимира Путина, которого хотят подтолкнуть к действиям отличным от занимаемой им по этому вопросу позиции. Ситуация с Газпромом сложилась довольно сложная. Если что-то в нем менять, то надо обсуждать конкретные действия и к чему они приведут, а не разделять ради того, чтобы на этом заработали жаждущие, а государство потеряло активы. Вспомните, когда реструктурировали РАО ЕЭС, то говорили, что это необходимо для привлечения частных инвестиций в строительство новых мощностей и сдерживания роста тарифов. Мы все знаем, что произошло после этого с тарифами и ценами на электричество, которые выросли бы еще больше, если бы их не сдерживало государство в директивном порядке. А приватизированные активы большей частью контролируются государственными структурами. И для чего тогда было затевать разделение РАО ЕЭС, если заявленные цели не были достигнуты. Цели эти были хорошие, а результат им не соответствовал. Поэтому надо хорошо подумать, все проанализировать, подсчитать, соблюсти баланс интересов, прежде чем что-то делать с Газпромом, чтобы не вышло, как говорил один из отцов основателей газового концерна Виктор Степанович Черномырдин, «хотели как лучше, а получилось как всегда».

Опубликовано: Центр энергетической экспертизы, 17.05.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики