Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Далеко не факт, что планы США по экспорту сланцевого газа окажутся оправданными

Далеко не факт, что планы США по экспорту сланцевого газа окажутся оправданными

Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности:

Проекты Южного и Северного потока являются, прежде всего, политическими. Мы же помним, что переговоры о создании некоего консорциума по управлению украинской газотранспортной системой были – пытались или договориться, или выкупить. После первой газовой войны и уж точно после второй, от которых пострадал и Газпром, и Россия, стало понятно, что так продолжаться не может. Владимиром Путиным было принято политическое решение о строительстве этих газопроводов в обход капризных стран-транзитеров. Это должно было лишить смысла существование вообще всей этой газотранспортной системы. Другое дело, что Путин рассчитывал, что оба потока получат специальный статус и будут выведены из-под правила третьего энергопакета, по которому собственник газотранспортной системы может в нее поставлять только 50% объема газа. Но тогда по идее должны быть другие поставщики, которые могут заполнить вторые 50% мощностей. Но этот энергопакет не уточняет, как быть, если таковых нет в природе – неоткуда на входе в «Северный поток» взяться еще одному поставщику. То же самое касается и «Южного потока». Но я думаю, этот проект тоже будет реализован, а вот насчет дополнительных ниток «Северного потока» пока возникают вопросы.

Даже если вдруг, допустим, появится сланцевый газ из США, то он будет отнюдь не дешевым – примерно таким же по стоимости, как российский арктический газ, который НОВАТЭК планирует поставлять в Европу. Далеко не факт, что планы США по экспорту сланцевого газа окажутся оправданными. Может выйти, как в свое время в Штатах – заводов построят много для этого, но они могут ведь и не пригодиться. В самих же Штатах промышленники пытаются убедить президента Обаму, что «такая корова нужна самому» и сланцевый газ им внутри страны нужен. Ведь иначе при экспорте газа цены в Штатах поднимутся и сравняются с мировыми. И тогда ставку Обамы на новую индустриализацию нечем будет подкрепить – электричество будет дорогим. 

Думаю, впереди Обаму ждет непростой выбор между поднятием экономики за счет дешевого сланцевого газа в самих Штатах и газовым лобби за экспорт его на мировой рынок. Даже если экспорт и начнется, то его объемы будут совсем небольшие.

Свежие расчеты относительно спроса на газ в странах ЕС говорят о том, что роста нет, есть небольшая стагнация. Европейцы говорят, что за счет энергосбережения и использования альтернативных источников энергии они будут сокращать использование углеводородов. Однако пока это только слова, как, кстати, и Программа «20-20-20» – к 2020 году сократить объемы выбросов СО2 на 20% и чтобы 20% в энергетике занимали альтернативные источники энергии. Но после сланцевой революции на рынок Европы хлынул дешевый уголь из США, который используется без зазрения совести и при наличии экологической проблематики. В условиях экономического кризиса посчитали деньги и цинично решились в пользу грязного угля. Если пойдет рост экономики, то они могут снова заявить о возвращении к популистской экологической программе и опять начать использовать более экологически чистые источники энергии.

Сейчас по «Северному потоку» проходит 23 млрд кубометров газа, но газопроводы на севере Германии OPAL и NEL еще не готовы, поэтому он не весь заполнен. О полной загрузке речи пока не идет. Проект «Ямал-Европа-2» пока есть только на бумаге, и о нем говорить еще рано – он не так давно был задекларирован. 

Источник: Центр энергетической экспертизы, 28.05.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики