Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Голубая топливная аномалия

Голубая топливная аномалия

Тарифы на газ в России выше, чем в Казахстане, Белоруссии и Украине

Сравнение цен на природный газ в разных странах выявило удивительный факт – россияне переплачивают за собственное топливо по сравнению с жителями соседних стран. В большинстве стран Европы номинальная цена на газ выше, чем в России. Однако по отношению к средним доходам наш собственный газ никак нельзя назвать дешевым. Такие сенсационные данные опубликовали вчера аналитики РИА Рейтинг.

Самый дорой газ для населения – в Швеции. В пересчете на российскую валюту цена 1 куб. м около 52,9 руб. – сообщает РИА Рейтинг. На втором месте по дороговизне – Дания, население которой платит по 45,2 руб. за 1 куб. м. Третье и четвертое места в рейтинге занимают «проблемные» страны еврозоны – Греция (42,4 руб. за 1 куб. м), а также Италия (40,4 руб. за 1 куб. м). Но куда интереснее оказалось сравнение цен по странам СНГ. Самый дешевый газ оказывается не в России, а в Казахстане – примерно 2,1 руб. за 1 куб. м. Оно и понятно, так как страна не покупает, а, наоборот, продает за рубеж собственное топливо. Зато второе место по дешевизне газа занимает Белоруссия (2,6 руб. за 1 куб. м). При этом нужно помнить, что Белоруссия импортирует газ из России по льготной цене – 160–180 долл. за 1 тыс. куб. м. Однако граждане Белоруссии получают газ почти вдвое дешевле импортной цены. Третье место у Украины, где население платит 3,6 руб. за 1 куб. м, причем на протяжении нескольких последних лет.

При этом в отличие от Белоруссии страна платит за российский газ почти «европейскую» цену – порядка 360 долл. за 1 тыс. куб. м. Этот факт объясняется, с одной стороны, тем, что Украина имеет собственную добычу, за счет которой удовлетворяется основная потребность частного сектора. Еще одной причиной сложившейся ситуации, как и в Белоруссии, является социальный фактор. В этих странах власти стараются не взвинчивать цены и не заставлять собственных граждан переплачивать за необходимый товар. Как отмечают аналитики РИА «Рейтинг», такое несоответствие характерно почти для всех постсоветских стран, представленных в рейтинге (за исключением прибалтийских). Постсоветские страны фактически субсидируют цены на газ для поддержания социальной стабильности.

Между тем ведущий мировой производитель газа – Россия – выглядит на фоне соседей довольно жалко, занимая по ценам на газ только четвертое место с конца рейтинга со средним уровнем тарифов для населения по итогам 2012 года в 3,8 руб. за 1 куб. м. «Следует отметить, что оптовые цены для населения в России значительно ниже – на уровне 2,4 рубля за кубометр», – говорится в исследовании. Так что наценки при розничной продаже весьма солидные.

Тарифная ситуация в России крайне противоречива, считают независимые эксперты. «Экономической логики в сложившихся тарифах нет никакой, – считает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. – Положение вещей несправедливо. Но изменить ситуацию может лишь руководство страны – либо пересмотром тарифов, либо содействием введения конкурентных рыночных цен». Цены на газ для населения в России и США уже практически сравнялись, но при этом понятно, что доходы в США и России часто просто несопоставимы, сетует Крутихин.

О тарифной несправедливости говорят и бизнесмены. Как отмечается в материалах завершившейся на днях III Всероссийской конференции по проблемам государственной ценовой и тарифной политики Торгово-промышленной палаты РФ, «имея огромные сырьевые запасы энергоресурсов, мы догнали, а то и перегнали развитые страны по уровню цен на энергоресурсы для предприятий и населения». «При наших климатических условиях, протяженности страны, низких доходах и несравнимо более высоких, чем в развитых странах, ценах на продукты питания, лекарства и т.д. все это негативно сказывается и на экономике, и на социальном самочувствии общества, – говорится в итоговых документах ТПП. – Анализ показывает, что в хозяйственной системе страны выстроены отношения, которые практически исключают реальную конкуренцию. Сложился механизм извлечения прибыли прежде всего за счет постоянного и существенного повышения цен».

В свою очередь, президент Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Cимонов отмечает, что российское правительство сознательно отказывается от субсидирования газовых цен для населения. «И я считаю, что это правильно, – уверен он. – Что лучше – делать газ дешевым или вкладывать средства в инфраструктуру? Правительство просто должно внятно объяснить, почему именно так происходит. Тем более что действительно не совсем честно одной рукой требовать темпа повышения коммунальных тарифов на 6,5%, а другой – подписывать повышения тарифа на газ на 15%. У нас не столько газ дорогой, сколько чудовищно завышена стоимость подключения к газовым сетям…».

Впрочем, содиректор аналитического отдела агентства «Инвесткафе» Григорий Бирг напоминает, что платежеспособность населения Украины и Белоруссии ниже, чем в России. «Причем в случае с Украиной дотирование населения приводит к существенным проблемам. Стране, которая фактически находится в рецессии, в этом году необходимо погасить долги перед МВФ и другими кредиторами, – говорит он. – Дополнительное финансирование МВФ выделять стране не хочет, пока та не наладит госфинансы и, в частности, перестанет субсидировать потребление газа, закупаемого у «Газпрома».   

Стоимость природного газа для населения в разных странах

Страна

Цена кубометра газа в рублях

Сколько можно купить на средний душевой доход, тыс. куб. м

Казахстан

2,1

8,8

Беларусь

2,6

4,5

Россия

3,8

6,1

Румыния

11,4

1,2

Молдова

16,2

0,6

Великобритания

24,1

4,6

Люксембург

24,7

5

Германия

27

3,3

Ирландия

28

3,2

Франция

28,4

3,1

Бельгия

30,6

2,9

Австрия

31,8

2,8

Испания

38

1,7

Италия

40,4

1,7

Дания

45,2

2,4

Швеция

52,9

2,1

Источник: РИА Рейтинг

 

Автор: Сергей Куликов

Источник: Независимая газета, 29.05.2013 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики