Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Фантом Nabucco

Фантом Nabucco

Амбициозный проект ЕС — газопровод Nabucco — имеет все больше шансов отправиться в архив. У Евросоюза пока вообще не получается найти в газовой сфере равноценную альтернативу российскому партнеру — Газпрому

В западной прессе отчетливо прослеживаются похоронные настроения в отношении Nabucco. Так, итальянская газета IL Foglio не исключает, что ЕС будет вынужден вообще отказаться от энергетического проекта, который разрабатывался Евросоюзом с целью максимально снизить свою зависимость от российского газа.

Поводом для подобных предположений послужил тендер на приобретение азербайджанских газовых месторождений на Каспии, результаты которого вскоре объявит Баку. Евросоюз как раз очень рассчитывал на эти месторождения, но в дело вмешалась чистая коммерция. Среди участников тендера явные преимущества приобретает проект Трансадриатического газопровода (Trans Adriatic Pipeline, ТАР), оставляя Nabucco позади.

Основу консорциума ТАР составляют две энергетические компании — немецкая E.On и норвежская Statoil, а газопровод предполагается проложить из Азербайджана через Турцию, Грецию, Албанию и Италию, где будет находиться финишный терминал.

Таким образом, помимо своего самого «страшного» конкурента в лице российского проекта «Южный поток» Nabucco, словно удар с тыла, получил еще и европейского соперника под именем ТАР. Явные неудачи начали преследовать проект ЕС с того момента, как в прошлом году акционеры газопровода «Южный поток» договорились о строительстве его северной ветки. Буквально через несколько дней после подписания этих соглашений консорциум Nabucco покинула венгерская компания MOL. А не так давно из проекта вышел один из ключевых его партнеров и акционеров — немецкий концерн RWE.

В принципе, все шло к тому, что рано или поздно Nabucco будет распадаться, говорит руководитель Аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. В своем первозданном виде этот проект вряд ли будет существовать, он уже преобразован в менее протяженный Nabucco West. Проблемы с ресурсной базой, проблемы с инвесторами и вялое потребление газа в еврозоне — все это оборачивается коммерческой нецелесообразностью проекта.

В то же время Газпром уже завершил строительство двух веток магистрали «Северный поток», а проект «Южный поток» будет реализован к 2015 году. Уже до конца текущего года начнется сооружение участка газопровода в Сербии. У Газпрома более выигрышная позиция, подчеркнул Александр Пасечник:

«И еще раз замечу, что у Газпрома есть ресурсная база. Как раз то, чего нет у европейского проекта Nabucco. А по поводу того газа, который Азербайджан планировал поставлять с месторождений Шах-Дениз, есть масса вопросов. Например, может ли этот газ обеспечить полностью мощности Nabucco West. По всей видимости, слухи о том, что проект может быть заморожен или же полностью распасться, могут иметь и реальное подтверждение. Но опять же так быстро это не произойдет, все-таки с финальной резолюцией европейцы будут затягивать, это понятно. Хотя в реальности проект так пока и остается фантомом».

Учитывая нынешние экономические реалии в странах еврозоны и Евросоюза в целом, большинство стран-участниц исходят уже не из политических амбиций, а руководствуются коммерческими соображениями, констатирует Александр Пасечник. Поэтому никто не хочет вкладываться в трубу, которая не обеспечена жесткими газовыми контрактами. То есть ключевой вопрос заключался в наполнении газопровода. И он до сих пор должным образом не решен.

На практике же Nabucco так и не был дан старт. Этот проект изначально предполагал транспортировку центральноазиатского газа из Туркмении в Европу. Но Туркмения уже успела протянуть по два газопровода в Иран и Китай, сейчас прокладывает третью трубу в Поднебесную. Поэтому свободных ресурсов газа для ЕС у Туркмении уже нет. Азербайджан, по оценкам многих экспертов, вообще не располагает объемами, способными заполнить газопровод Nabucco.

По большей части получается, что этот проект был интересен в первую очередь Еврокомиссии с точки зрения оказания давления на Россию в части диверсификации поставок энергоносителей, отметил в интервью нашей радиокомпании эксперт по нефтегазовому рынку Дмитрий Лютягин:

«В принципе, сама идея — как идея — неплохая. Но с точки зрения сырьевой базы все достаточно сложно. Плюс ко всему необходимы были определенные инвестиции всех участников. Здесь основная дилемма была в том, чтобы совместить интересы очень многих стран. Плюс есть какие-то политические разногласия между этими странами, по территории которых должен был бы проходить трубопровод. Все эти факторы создавали предпосылки к тому, что реализация проекта находилась под определенным риском затягивания или прекращения. Если сейчас Европейский союз примет решение отказаться от него, значит, какой-то риск оправдался».

Однако точку в истории Nabucco ставить рано, считает Дмитрий Лютягин. Проект могут «положить на полку», с возможностью возвращаться к нему всякий раз в зависимости от политической или экономической ситуации в Европе либо исходя из состояния отношений Москвы и Брюсселя в конкретный момент.

Что же касается Трансадриатического проекта, так обидно потеснившего Nabucco, то эксперты пока затрудняются оценить, насколько серьезную конкуренцию ТАР способен составить «Южному потоку». Прежде всего, потому что ТАР — это пока именно проект, в то время как «Южный поток» уже запущен.

Еврокомиссия по-прежнему продолжает «с холодком» смотреть на российские газовые магистрали, заметил на днях заместитель главы Газпрома Александр Медведев в ходе конференции «Энергетический диалог: Россия-ЕС. Газовый аспект». Тем не менее, по его словам, в условиях ожидаемого спроса на газ в Европе, «места хватит всем, а может быть, придется реализовывать и новые проекты».

Пока же новости газового рынка таковы — в конце недели в Амстердаме был торжественно открыт офис компании South Stream Transport, которая займется реализацией наиболее технологически сложного этапа проекта «Южный поток» — морского участка газовой магистрали.

Автор: Никита Сорокин

Источник: Голос России, 31.05.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики