|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Специально для транспорта Специально для транспортаВ России планируется построить уже второй завод по сжижению газа. Однако его предназначение будет совершенно иным, чем у завода, работающего на Сахалине. Если все пойдет, как планируется, Газпром сумеет не только расширить рынок сбыта в Западной Европе и России, но и реализовать совершенно новую для себя модель бизнеса. Газпром в ближайшее время планирует объявить о начале реализации проекта строительства нового завода по сжижению газа в Ленинградской области, заявил заместитель председателя правления Газпрома Александр Медведев. Возможно, о начале реализации этого проекта будет объявлено на Петербургском экономическом форуме, который пройдет 20–22 июня. Он особо подчеркнул, что речь не идет о возрождении проекта «Балтийский СПГ», который ранее был закрыт. Это будет новый проект, уверил Александр Медведев. Мощности завода, по его словам, пока обсуждаются. По неофициальной информации, завод СПГ может быть построен в Приморске или Усть-Луге. Однако первый вариант предпочтительнее с учетом погодных условий и глубины фарватера, передает ИТАР-ТАСС со ссылкой на источник. Мощность завода может составить как минимум 2,5 млн тонн в год, а возможно, и до 5 млн тонн в год. Предыдущий проект Балтийского завода не был рассчитан на поставки газа в Европу, а целился на рынок Канады и США. Но его пришлось закрыть, потому что в Канаде и США уже оказался не нужен российский газ. С тех пор ситуация в этом плане не изменилась. Однако создание СПГ-завода в Ленинградской области для поставок газа в Европу также выглядит крайне странным. «В Европе сжиженный газ стоит меньше, чем российский трубопроводный. Так что СПГ нового завода будет конкурировать, в первую очередь, с трубопроводным газом Газпрома», – отмечает глава консалтинговой компании East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. Экономика еврозоны уже второй год переживает рецессию, потребление снижается, соответственно, падает и спрос на энергоносители, отмечает аналитик финансовой компании AForex Нарек Авакян. Сейчас гораздо логичней было бы строить СПГ-заводы поближе к быстрорастущим рынкам Азии, дабы снизить расходы на логистику и транспортировку, считает Авакян. Строительство завода потребует инвестиций в 3–5 млрд долларов, это довольно много для такого сомнительного проекта, добавляет он. В оценке эксперт исходит из того, что инвестиции в Сахалинский СПГ мощностью 15 млн кубометров газа оцениваются до 20 млрд долларов. Корчемкин предполагает, что принципиально новым СПГ-проектом Газпрома мог бы стать, например, завод на западном берегу острова Новая Земля, где навигация возможна круглый год. «Расстояние от Харасавэйского месторождения на Ямале до западного берега Новой Земли – менее 600 км. Подводную трубу можно уложить за один сезон», – отмечает эксперт. Еще возможный вариант – плавучий завод СПГ в районе Сахалина, добавляет Корчемкин. В этих случаях рынки сбыта найти реально. Однако все встает на свои места, если СПГ с завода в Ленинградской области не планируется везти на крупных танкерах, проводить регазификацию, то есть переводить из жидкого состояния в газообразное, и использовать обычным способом – для подачи по трубопроводам потребителям и закачки в газовые баллоны. «По нашему мнению, здесь речь идет о производстве, прежде всего, малотоннажного СПГ и об использовании жидкого газа как топлива», – говорит газете ВЗГЛЯД гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. «На наш взгляд, именно на этом делается акцент. К тому же Миллер на прошлой неделе сам говорил, что в Европе будет расти спрос именно на малотоннажный СПГ», – отмечает эксперт. Александр Медведев, кстати, тоже отметил, что Газпром ведет переговоры с европейскими партнерами о расширении использования газа в качестве топлива. «У нас в стране сейчас отмечается общая тенденция перевода транспорта на газомоторное топливо (метан). Обычно речь идет о СПГ как об автомобильном топливе. Но я не исключаю, что такой проект появится и в судостроении», – отмечает Симонов. Напомним, что в мае премьер Дмитрий Медведев подписал постановление, по которому к 2020 году планируется перевести половину общественного автотранспорта на метан (в городах-миллионниках). Газпром и Роснефть заявили о готовности создать развитую инфраструктуру для заправки метаном, а отечественные производители, в том числе группа ГАЗ и КАМАЗ – о расширении линейки моделей, работающих на метане. «Перевод на СПГ морских судов, которые будут перевозить нашу нефть по Балтике, также логичен. После запуска нефтепровода БТС-2 резко увеличился объем перевозок по Балтике. Балтийская акватория становится все более загруженной, и, естественно, европейцев беспокоит экология. Использование СПГ как топлива для судов делает их более экологичными, и это будет более приятная история для европейцев», – поясняет логику Симонов. Таким образом, СПГ-завод в Ленинградской области будет рассчитан как на внутреннее потребление, так и на Европу, которая также будет переходить на СПГ как более экологичный вид топлива. «Это новая ниша для потребления газа и совершенно иная модель бизнеса для Газпрома», – отмечает Симонов. Правда, какой будет спрос на сжиженный природный газ как автомобильное топливо со стороны Европы и внутреннего рынка, пока непонятно. Однако потенциал его может быть огромен. В условиях, когда экспорт газа в Европу падает (по итогам 2012 года), а для сохранения европейского рынка приходится снижать либо объемы поставок, либо цены, открытие нового рынка сбыта газа в виде газомоторного топлива для автомобилей и морских судов может стать лакомым куском для Газпрома. По данным «Газпром экспорта», потенциал европейского газомоторного топлива к 2030 году оценивается на уровне 45 млрд кубометров, включая 15 млрд кубометров в виде СПГ. Развитию европейского газомоторного рынка помогают требования по сокращению выбросов вредных веществ, снижение затрат на топливо в бюджетной сфере и сокращение нефтяной зависимости. В Европе активно взялись за газификацию автотранспорта. По данным группы ГАЗ, в Италии уже действует порядка 860 АГНКС (газовые заправки), из которых 60% снабжает природным газом компания Eni. При этом потребление СПГ в виде топлива составляет 940 млн кубометров в год, а Eni занимает 60% этих поставок. В Германии уже 900 АГНКС, но емкость рынка пока только 268 млн кубометров СПГ и есть куда расти. Что касается российского рынка газомоторного топлива, то его развитие потребует дополнительной добычи газа в объеме примерно 3 млрд кубометров, говорил в мае предправления Газпрома Алексей Миллер. В рамках всей добычи Газпрома это пока немного, однако речь идет о переводе только половины общественного автомобильного транспорта на метан. По подсчетам группы ГАЗ, к 2020 году потенциальный объем потребления газомоторного топлива в России может вырасти до 3 млрд кубометров газа в год, при условии, что в 10 крупных мегаполисах на метан будут переведены половина пассажирских автобусов большого класса, половина пассажирских микроавтобусов и легких грузовиков, а также четверть такси. При этом в Национальной газомоторной ассоциации считают, что надо также заняться переводом на газ железнодорожного, воздушного и водного транспорта, сельскохозяйственной и коммунальной техники, дорожно-строительных машин и автомобилей других отраслей. Поэтому потенциал добычи газа для использования его в виде топлива огромен. Автор: Ольга Самофалова Источник: Взгляд, 06.06.2013 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и ТурцииВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|