Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Специально для транспорта

Специально для транспорта

В России планируется построить уже второй завод по сжижению газа. Однако его предназначение будет совершенно иным, чем у завода, работающего на Сахалине. Если все пойдет, как планируется, Газпром сумеет не только расширить рынок сбыта в Западной Европе и России, но и реализовать совершенно новую для себя модель бизнеса.

Газпром в ближайшее время планирует объявить о начале реализации проекта строительства нового завода по сжижению газа в Ленинградской области, заявил заместитель председателя правления Газпрома Александр Медведев. Возможно, о начале реализации этого проекта будет объявлено на Петербургском экономическом форуме, который пройдет 20–22 июня.

Он особо подчеркнул, что речь не идет о возрождении проекта «Балтийский СПГ», который ранее был закрыт. Это будет новый проект, уверил Александр Медведев. Мощности завода, по его словам, пока обсуждаются.

По неофициальной информации, завод СПГ может быть построен в Приморске или Усть-Луге. Однако первый вариант предпочтительнее с учетом погодных условий и глубины фарватера, передает ИТАР-ТАСС со ссылкой на источник. Мощность завода может составить как минимум 2,5 млн тонн в год, а возможно, и до 5 млн тонн в год.

Предыдущий проект Балтийского завода не был рассчитан на поставки газа в Европу, а целился на рынок Канады и США. Но его пришлось закрыть, потому что в Канаде и США уже оказался не нужен российский газ. С тех пор ситуация в этом плане не изменилась.

Однако создание СПГ-завода в Ленинградской области для поставок газа в Европу также выглядит крайне странным. «В Европе сжиженный газ стоит меньше, чем российский трубопроводный. Так что СПГ нового завода будет конкурировать, в первую очередь, с трубопроводным газом Газпрома», – отмечает глава консалтинговой компании East European Gas Analysis Михаил Корчемкин.

Экономика еврозоны уже второй год переживает рецессию, потребление снижается, соответственно, падает и спрос на энергоносители, отмечает аналитик финансовой компании AForex Нарек Авакян. Сейчас гораздо логичней было бы строить СПГ-заводы поближе к быстрорастущим рынкам Азии, дабы снизить расходы на логистику и транспортировку, считает Авакян.

Строительство завода потребует инвестиций в 3–5 млрд долларов, это довольно много для такого сомнительного проекта, добавляет он. В оценке эксперт исходит из того, что инвестиции в Сахалинский СПГ мощностью 15 млн кубометров газа оцениваются до 20 млрд долларов.

Корчемкин предполагает, что принципиально новым СПГ-проектом Газпрома мог бы стать, например, завод на западном берегу острова Новая Земля, где навигация возможна круглый год. «Расстояние от Харасавэйского месторождения на Ямале до западного берега Новой Земли – менее 600 км. Подводную трубу можно уложить за один сезон», – отмечает эксперт. Еще возможный вариант – плавучий завод СПГ в районе Сахалина, добавляет Корчемкин. В этих случаях рынки сбыта найти реально.

Однако все встает на свои места, если СПГ с завода в Ленинградской области не планируется везти на крупных танкерах, проводить регазификацию, то есть переводить из жидкого состояния в газообразное, и использовать обычным способом – для подачи по трубопроводам потребителям и закачки в газовые баллоны.

«По нашему мнению, здесь речь идет о производстве, прежде всего, малотоннажного СПГ и об использовании жидкого газа как топлива», – говорит газете ВЗГЛЯД гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

«На наш взгляд, именно на этом делается акцент. К тому же Миллер на прошлой неделе сам говорил, что в Европе будет расти спрос именно на малотоннажный СПГ», – отмечает эксперт. Александр Медведев, кстати, тоже отметил, что Газпром ведет переговоры с европейскими партнерами о расширении использования газа в качестве топлива.

«У нас в стране сейчас отмечается общая тенденция перевода транспорта на газомоторное топливо (метан). Обычно речь идет о СПГ как об автомобильном топливе. Но я не исключаю, что такой проект появится и в судостроении», – отмечает Симонов.

Напомним, что в мае премьер Дмитрий Медведев подписал постановление, по которому к 2020 году планируется перевести половину общественного автотранспорта на метан (в городах-миллионниках). Газпром и Роснефть заявили о готовности создать развитую инфраструктуру для заправки метаном, а отечественные производители, в том числе группа ГАЗ и КАМАЗ – о расширении линейки моделей, работающих на метане.

«Перевод на СПГ морских судов, которые будут перевозить нашу нефть по Балтике, также логичен. После запуска нефтепровода БТС-2 резко увеличился объем перевозок по Балтике. Балтийская акватория становится все более загруженной, и, естественно, европейцев беспокоит экология. Использование СПГ как топлива для судов делает их более экологичными, и это будет более приятная история для европейцев», – поясняет логику Симонов.

Таким образом, СПГ-завод в Ленинградской области будет рассчитан как на внутреннее потребление, так и на Европу, которая также будет переходить на СПГ как более экологичный вид топлива. «Это новая ниша для потребления газа и совершенно иная модель бизнеса для Газпрома», – отмечает Симонов.

Правда, какой будет спрос на сжиженный природный газ как автомобильное топливо со стороны Европы и внутреннего рынка, пока непонятно. Однако потенциал его может быть огромен.

В условиях, когда экспорт газа в Европу падает (по итогам 2012 года), а для сохранения европейского рынка приходится снижать либо объемы поставок, либо цены, открытие нового рынка сбыта газа в виде газомоторного топлива для автомобилей и морских судов может стать лакомым куском для Газпрома.

По данным «Газпром экспорта», потенциал европейского газомоторного топлива к 2030 году оценивается на уровне 45 млрд кубометров, включая 15 млрд кубометров в виде СПГ. Развитию европейского газомоторного рынка помогают требования по сокращению выбросов вредных веществ, снижение затрат на топливо в бюджетной сфере и сокращение нефтяной зависимости.

В Европе активно взялись за газификацию автотранспорта. По данным группы ГАЗ, в Италии уже действует порядка 860 АГНКС (газовые заправки), из которых 60% снабжает природным газом компания Eni. При этом потребление СПГ в виде топлива составляет 940 млн кубометров в год, а Eni занимает 60% этих поставок. В Германии уже 900 АГНКС, но емкость рынка пока только 268 млн кубометров СПГ и есть куда расти.

Что касается российского рынка газомоторного топлива, то его развитие потребует дополнительной добычи газа в объеме примерно 3 млрд кубометров, говорил в мае предправления Газпрома Алексей Миллер. В рамках всей добычи Газпрома это пока немного, однако речь идет о переводе только половины общественного автомобильного транспорта на метан.

По подсчетам группы ГАЗ, к 2020 году потенциальный объем потребления газомоторного топлива в России может вырасти до 3 млрд кубометров газа в год, при условии, что в 10 крупных мегаполисах на метан будут переведены половина пассажирских автобусов большого класса, половина пассажирских микроавтобусов и легких грузовиков, а также четверть такси.

При этом в Национальной газомоторной ассоциации считают, что надо также заняться переводом на газ железнодорожного, воздушного и водного транспорта, сельскохозяйственной и коммунальной техники, дорожно-строительных машин и автомобилей других отраслей. Поэтому потенциал добычи газа для использования его в виде топлива огромен.

Автор: Ольга Самофалова

Источник: Взгляд, 06.06.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики