Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина намерена ввести квоты на импорт нефтепродуктов

Украина намерена ввести квоты на импорт нефтепродуктов

Украина спасает свою нефтепереработку за счёт торговых партнёров и собственных потребителей. По данным украинских СМИ, власти страны намерены ввести жёсткие ограничения на импорт нефтепродуктов. Предполагается, что ввоз топлива снизится вдвое, что должно оживить внутреннее производство.

Сейчас на долю импортного горючего приходится 70 процентов украинского рынка. Основными поставщиками бензина и дизельного топлива в страну являются Белоруссия, Россия и Литва. Из шести существующих на Украине нефтеперерабатывающих заводов при такой конъюнктуре рынка работает только два. За прошлый год внутренняя переработка нефти в стране упала более чем в 2 раза. Ранее предполагалось спасать украинскую нефтепереработку за счёт импортных пошлин. Сейчас выясняется, что этого недостаточно, и планируется ввести квоты на ввоз топлива — не более 2 млн тонн бензина и 1,5 млн тонн дизельного топлива в год. О возможных последствиях такого шага — руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник:

«Такие радикальные шаги всегда приводят к определённым последствиям. Получить явный эффект от таких нововведений очень трудно. В какой-то степени это может повлечь политический конфликт между Киевом и Минском, что может вызвать и дефицит топлива в стране, рост социального недовольства из-за всплеска цен на топливо».

Если квоты будут введены, украинским потребителям действительно не позавидуешь, считает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. Зато будут созданы прекрасные условия для коррупции:

«Сырьё, поступающее на украинские заводы, идёт по ценам мирового рынка. При этом технический уровень заводов крайне низок, изношенность очень велика. Нефтепродукты украинского производства получаются, с одной стороны, очень дорогими, а с другой стороны, очень низкокачественными. Устанавливая квоты, правительство Украины создаст для украинской таможни прекрасную возможность получать взятки за ввоз бензина из той же Белоруссии сверх установленных квот».

Ставка на то, что снижение на рынке доли импортного бензина приведёт к оживлению внутреннего производства, также вряд ли сработает. Ведь заполучить инвесторов в украинскую нефтепереработку, учитывая прошлый опыт, будет очень непросто, продолжает Рустам Танкаев:

«Ещё при Юлии Тимошенко правительство Украины запустило передел рынка. В результате оно полностью распугало потенциальных инвесторов. На Кременчугском нефтеперерабатывающем заводе работала компания „Укртатнафта“, и административными рычагами фактически отняли этот завод. Потом выдавили с Лисичанского завода. Проблемы возникли у „ЛУКОЙЛа“ на Одесском нефтеперерабатывающем заводе».Ещё одним аргументом не в пользу квот являются правила международной торговли. Юристы отмечают, что намерения украинских властей противоречат правилам ВТО.

Леонид Гурьянов

Источник: Голос России, 07.06.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики