Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Переговоры России и ЕС по энергетике: согласия пока нет

Переговоры России и ЕС по энергетике: согласия пока нет

В Брюсселе проходят очередные переговоры между Россией и ЕС по «третьему энергопакету».
Цель: согласовать позиции сторон по вопросу, от которого напрямую зависят перспективы энергоснабжения Европы.

Однако пока труднее понять, каким образом эта цель может быть достигнута. Ведь Брюссель в угоду своим геополитическим амбициям и спекуляциям отказывается учитывать интересы Москвы.

Проблемы во взаимоотношениях России и Евросоюза в энергетической области начались не сегодня и даже не вчера. Еще в 1990-е годы — когда Брюссель на словах всячески приветствовал социально-экономические и политические преобразования в России — Еврокомиссия начала «вставлять палки в колеса» российским проектам.

Это касалось не только трансграничных проектов в нефтяной и газовой сфере, но и конкретных планов участия российской компании ОАО «Газпром» в тендерах по покупке предприятий газовой отрасли в Бельгии, Великобритании, Германии, других странах-членах Европейского союза. Причем соответствующие национальные органы и институты ЕС, отклоняя российские заявки, даже отказывались объяснять свои действия, ссылаясь на «отсутствие комментариев».

Ну, а после того, как Россия стала активно реализовывать собственные проекты — прежде всего, «Северный поток» и «Южный поток» — давление Брюсселя приобрело, что называется, системный характер. Под предлогом необходимости распространения на эти проекты действия «третьего энергопакета» ЕС, Еврокомиссия фактически требует передать ей газотранспортные мощности и иную инфраструктуру, создаваемые на российские средства и под российские же проекты. По сути, речь идет о требовании к Москве согласиться на передачу части своих полномочий в области энергетики Брюсселю — при невозможности для России влиять на принятие решений Евросоюзом.

Вряд ли будет преувеличением сказать, что именно успех российских проектов способствует ужесточению позиции Брюсселя. Дело в том, что в руководстве Евросоюза очень многие понимают энергобезопасность континента как максимальное освобождение от российских поставок энергоресурсов. Их не устраивает даже нынешний факт, что «Газпром» поставляет в Европу около четверти требующегося ей газа в целом, а по таким государствам, как Германия и Словакия — около трети.

Между тем, введение в действие газопроводов «Северный поток» и «Южный поток», других нефте- и газопроводов делают ЕС и Россию еще более взаимозависимыми — отметил в беседе с «Голосом России» директор российского филиала Pace Global Energy Services Армен Бадалов:

«У России очень серьезная трубопроводная система, которая связывает регионы Западной Сибири с Западной Европой. Ввод в действие газопровода „Северный поток“ улучшил транспортную ситуацию в данном отношении. При этом Европа остается очень объемным рынком сбыта». Казалось бы, что здесь плохого? С экономической точки зрения — явные плюсы. А вот с геополитической — подобное развитие событий означает явно нежелательное для многих в Брюсселе формирование на европейском континенте подлинно общеевропейского пространства. В нем ЕС лишается права решающего голоса во взаимоотношениях с такими ключевыми стратегическими регионами, как Центральная и Восточная Европа, Балканы, постсоветское пространство.

К тому же следует учитывать, что Россия может предложить своим партнерам поставки энергоресурсов из самого широкого спектра источников, в том числе — со столь перспективных сегодня шельфовых месторождений, напомнил «Голосу России» генеральный директор российского Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

«В своем стремлении получить нужные объемы энергоносителей человечество смещается в воду в прямом смысле этого слова. Мы можем говорить о том, что шельф и в целом мировой океан — это, безусловно, будущие территории производства нефти и газа. Что же касается темпов российского выхода на шельф-то это вопрос уже не какого-то отдаленного будущего, а ближайшей перспективы».

Именно роста активности и влияния России в мировых энергоделах, похоже, и опасаются ее оппоненты в Евросоюзе, явно действующие в рамках даже не европейских, а скорее американских концепций. Подобные концепции предусматривают «поддержание политического влияния» и «увеличение контроля над основными мировыми энергоносителями». Они получили апробацию за пределами Европы — в частности, в богатых энергоресурсами регионах евразийского пространства.

Говоря словами известного американского аналитика Юсефа Ибрагима, логика действий, к примеру, США в Ираке заключалась в превращении данного государства «в частную американскую нефтяную вышку».

Разумеется, накал «энергетических войн» в Европе пока не достиг уровня военных операций. Однако то, что Евросоюз активно стремится заполучить в свои руки если не нефтяные вышки, то, по крайней мере, газовые вентили — факт несомненный.

Автор: Петр Искендеров
 

Источник: Голос России, 10.06.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики