Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Что выгоднее «Газпрому»: «Северный поток» vs. Украина

Что выгоднее «Газпрому»: «Северный поток» vs. Украина

Заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач отвечает на текст Михаила Корчемкина «Законы ЕС мешают „Газпрому“ сократить прибыль» 

Регулярно приходится читать про то, что зря «Газпром» с партнерами построили «Северный поток»: транзит газа через Украину дешевле. Коллега Михаил Корчемкин в материале Slon даже подсчитал, что транзит до пункта сдачи российского газа Waidhaus в Баварии через «Северный поток» и построенные в его продолжение OPAL и Gazelle втрое дороже, чем по старому советскому маршруту через Украину, Словакию и Чехию. Доказательств этому тезису, впрочем, приведено не было. 

Если брать действующие тарифы на транспортировку газа, то картина выглядит иначе. Тариф на транспортировку 1 тысячи кубометров газа по «Северному потоку» при нормальной загрузке системы составляет около 1,7 евро, или 20,7 евро за весь маршрут от России до Германии. Через Украину, по данным «Нафтогаза», «Газпром» платит $3,1 за тысячу кубометров на 100 км, или около 28,7 евро за тысячу кубометров от границы России до Словакии. Далее стоимость транспортировки по Словакии и Чехии до Waidhaus, по данным операторов систем в этих странах – Eustream и Net4Gas, – 17,4 евро за тысячу кубометров. Итого чуть более 46 евро за весь маршрут от российской границы до Waidhaus.

Цена транзита через OPAL, который построен на средства «Газпрома», Wintershall и E.ON – всего 2,2 евро за тысячу кубометров (вчетверо дешевле, чем через Словакию), а через Gazelle, реализованный оператором чешской ГТС, такой же, как по старому маршруту через эту страну, – 8,2 евро. Что имеем в результате? По трубам, в которые инвестировал «Газпром», при практически идентичной протяженности маршрута тариф ниже примерно на 15 евро с каждой тысячи кубометров, что снижает стоимость транспортировки от России до Баварии на 50%.      

Стоимость транзита 1 тысячи кубометров газа в Чехию и Германию через Украину и через Северо-Европейский газопровод (СЕГ)

 

Через Украину

 

Через СЕГ

Waidhaus

Граница Чехии (Lanzgot)

Waidhaus

Граница Чехии (Brandov)

Всего

46,1

37,9

Всего

31,1

22,9

В т.ч.

В т.ч.

Транзит через Украину*

28,7

28,7

«Северный поток»**

20,7

20,7

Транзит через Словакию***

9,2

9,2

OPAL***

2,2

2,2

Транзит через Чехию***

8,2

-

Gazelle***

8,2

-


*расчет на базе прогнозного тарифа $3,1 за тысячу кубометров на 100 км, опубликованного в проспекте эмиссии евробондов «Нафтогаза Украины»
**расчет на базе тарифа, исходя из полной загрузки «Северного потока»
***расчет на базе транспортировки 10 МВт
ч газа в день в рамках контракта на 1 год с 1 июля 2013 года по 30 июня 2014 года

Источник: «Нафтогаз Украины», Eustream, Net4Gas, OPAL Gastransport, «Газпром», расчеты ФНЭБ

Михаил вполне справедливо указывает, что, исходя из отчетности «Газпрома», реальная эффективная ставка тарифа на транспортировку по «Северному потоку» существенно выше – 4,2 евро за тысячу кубометров. Но это связано с тем, что подводный газопровод в ноябре прошлого года выведен на полную мощность – 160 млн кубометров в сутки (или 55 млрд кубометров в год), а прокачивается по нему гораздо меньше газа. Причина – запрет Еврокомиссии на стопроцентное использование транзитных мощностей OPAL «Газпромом» и годовая отсрочка ввода газопровода NEL из-за проблем с регуляторами и сложностей, возникших в ходе согласования строительства. 

Ситуация с ограничением на использование OPAL выглядит так. Еврокомиссия потребовала зарезервировать 50% мощностей трубы для иных потенциальных поставщиков, хотя в районе Грайфсвальда весь газ принадлежит «Газпрому», и иных поставщиков там быть не может, если только не принудить российскую компанию продать часть газа на входе в OPAL по специальной цене. Но это требование, как вы понимаете, имеет слабое отношение к правилам свободной торговли и честной конкуренции.  

По словам г-на Корчемкина, OPAL все равно загружен на 70% в зоне «входа» и почти 100% – на выходе. Может быть, это утверждение и справедливо для некоторых дней в марте-апреле, когда Еврокомиссии в порядке исключения разрешила «Газпрому» загрузить OPAL по максимуму, чтобы провести испытания второй нитки «Северного потока» под максимальной нагрузкой. Но в среднем картина иная. В 2012 году средняя загрузка в пункте выхода из газопровода на чешской границе (Brandov), по данным Net4Gas, составила всего 32 млн кубометров в день – около 40% от проектной транзитной мощности. Проверить можно вот по этим файлам

Еще один аргумент – необходимость платить штраф за отказ от транспортировки газа через Словакию при использовании североевропейского маршрута. Давайте проведем чистый эксперимент. Возьмем идеальную ситуацию. Проектная мощность транзитного маршрута из России в пункт Waidhaus – 28 млрд кубометров в год. Посчитаем, сколько стоит транзит в условиях, когда весь этот объем идет через Украину, когда – 50 на 50 (как это происходит сейчас из-за неадекватного запрета со стороны Брюсселя), и когда все 100% поставляются через «Северный поток», OPAL и Gazelle.

Стоимость транспортировки по старому маршруту составила бы 1,29 млрд евро. Для чистоты эксперимента мы не берем в расчет штрафы за неиспользование мощностей «Северного потока». При 50 на 50 – стоимость транзита 1,08 млрд евро, еще максимум 289 млн евро «Газпром» должен заплатить Nord Stream AG и 129 млн – словацкой Eustream, в рамках правила «качай или плати». Скорее всего, словацкая неустойка меньше, поскольку стороны заблаговременно договаривались о снижении объемов транспортировки. И кроме того, сумма штрафа за отказ от прокачки обязана быть ниже, чем стоимость транспортировки, так как в первом случае транзитер не несет затрат, связанных с использованием топливного газа. Но опять-таки для чистоты опыта берем максимальный штраф со стороны Словакии. В результате получаем, что в нынешних условиях ущербного функционирования OPAL транзит обходится на 200 млн евро дороже, чем только через Украину. И наконец, третий вариант – нормальная загрузка нового маршрута. Сумма платежа за транспортировку – 870 млн евро плюс теоретический штраф в пользу словаков (258 млн евро). В итоге даже с максимальным штрафом «Газпром» экономил бы 160 млн евро в год по сравнению с транзитом через украинские сети.

Не стоит забывать, что «Газпром» является крупным совладельцем Nord Stream (51%) и OPAL Gastransport (около 40%). Это значит, что в уплаченной сумме заложен некоторый процент для возврата на вложенный капитал. Сейчас из-за необходимости возвращать кредиты сумма не велика, но после погашения займов через 10–16 лет тариф по «Cеверному потоку» будет распределяться между акционерами практически в полном объеме, так как операционные затраты по проекту мизерные. А срок службы нового маршрута ни много ни мало 50 лет.

Оценка стоимости транзита 28 млрд кубометров в год от границы России до Waidhaus, млн евро

 

100% через Украину*

50% через Украину, 50% через «Северный поток»

100% через «Северный поток»

Платеж за транзит

1291

1081

871

Платеж** за неиспользованные
мощности в Словакии

0

129

258

Платеж за неиспользованные
мощности «Северного потока» при простаивании OPAL

0

289

0

Итого

1291

1499

1129


*если бы «Северный поток» вообще не был бы построен
**исходя из положения, что оплачиваются все 100% неиспользованных мощностей, хотя, скорее всего, компенсация меньше


Источник: ФНЭБ

Источник: Slon.Ru, 13.06.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики