Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сланцевая провокация

Сланцевая провокация

Россия занимает первое место в мире по запасам сланцевой нефти с ресурсами в объеме 75 млрд баррелей, подсчитали аналитики Управления энергетической информации США. При этом сами США занимают второе место по объемам альтернативного сырья, с запасами в размере 58 млрд баррелей. На третьем месте Китай — с 32 млрд баррелей. В исследовании оцениваются также запасы сланцевого газа, по размерам которых лидирует Китай — свыше 31 трлн кубометров, за ним идут Аргентина — 22 трлн и Алжир — 20 трлн кубометров. Россия с запасами 8 трлн кубометров оказалась только на девятом месте.

Однако добыча сланцевого газа сейчас наиболее развита в США, которые занимают четвертую позицию в рейтинге с запасами почти 19 трлн кубометров. Рост объемов добычи нефти и газа в Америке в результате «сланцевой революции» станет основным источником поставок сырья на мировом рынке в течение ближайших пять лет. Об этом говорится в докладе экспертов Международного энергетического агентства (МЭА). По их мнению, резкий рост предложения может стать причиной «нефтяного шока», который обрушит цены на сырье. Последствия этого для России, по-прежнему сидящей на «нефтяной игле», вполне очевидны — даже без всякого мирового кризиса нам грозит обвал экономики.

Развитие нефте — и газодобычи в США за пять лет изменит рынок настолько же, насколько рост спроса на энергоресурсы в Китае изменил его за последние 15 лет, утверждают аналитики. И если «китайский синдром» привел к резкому удорожанию нефти, то результат «американского синдрома» будет прямо противоположным. По прогнозу МЭА, за обозначенный период на Соединенные Штаты придется треть новых поставок нефти на мировом рынке.

Как считают эксперты, к 2018 году производство нефти в США вырастет на 3,9 млн баррелей в сутки (для сравнения: по итогам прошлого года объемы добычи сырья в Северной Америке выросли всего на 800 тыс. — до 6,4 млн баррелей в сутки). При этом почти весь новый объем добычи придется на нефть из сланцев — 2,3 млн баррелей, и нефтеносных песков — 1,3 млн баррелей в сутки.

Однако при внимательном рассмотрении, все эти разговоры о «сланцевой революции» и запасах сланцевого сырья выглядят не более чем провокацией, рассчитанной на то, чтобы повлиять на ожидания инвесторов и снизить цену нефти и газа на мировом рынке.

«Речь идет о так называемой „сланцевой революции“ в США, в процессе которой резко выросла добыча газа. Появились прогнозы, что к 2015 году американцы начнут его экспортировать. Пока же он поступает только на внутренний рынок, — поясняет директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. — Однако дело в том, что себестоимость добычи сланцевого газа очень велика — от 150 до 200 долларов за тысячу кубометров, а цена газа на внутреннем американском рынке гораздо дешевле. То есть, добывающим компаниям приходилось продавать сланцевый газ ниже себестоимости, и чтобы покрыть убытки, они стали добывать еще и сланцевую нефть, которая залегает рядом с газом. Цена нефти на американском рынке гораздо выше цены газа, и разница позволяет компаниям хоть как-то перекрыть убытки и удержаться на плаву, но о прибылях пока даже речи не идет. Так что есть большие сомнения в том, что США в ближайшие пять лет смогут стать крупным экспортером сырья».

То есть, России пока не нужно опасаться конкуренции со стороны США, тем более что там уже началось падение добычи сланцевого газа и нефти. На пике «сланцевой революции» в 2009 году в США работало 1,5 тыс. буровых установок, а сейчас осталось всего лишь около 380.

С конца прошлого года добыча газа и нефти в США начала резко сокращаться, и по 2013-го, как предполагают эксперты, будет либо совсем незначительный рост, либо вообще нулевой. Многие компании разорятся, и им придется продавать сырье по бросовым ценам. Потом цены резко пойдут вверх на сокращении предложения, и потребителям снова придется дополнительно закупать сырье на внешнем рынке. Потом года два уйдет на банковский кризис, который разразится в результате лопнувшего пузыря сырьевых акций. Ну, а потом они начнут снова бурить, но чтобы достичь нынешнего уровня добычи, им потребуется еще три-четыре года. Такой прогноз на перспективу добычи сланцевого сырья в США дает Сергей Правосудов.

Впрочем, как считают аналитики МЭА, даже в случае стремительного роста добычи сланцевой нефти, США вряд ли удастся обойти страны ОПЕК. Тем не менее, из-за роста предложения со стороны американцев спрос на сырье участников картеля упадет с 30 млн до 29,2 млн баррелей в сутки. В итоге у арабских стран, входящих в ОПЕК, появятся «вынужденные запасные мощности», которые могут достигать 7 млн баррелей в сутки уже к 2014 году, и тогда про российскую «грязную» сернистую нефть, требующую дополнительной переработки, на рынке уже никто и не вспомнит.

К этому можно добавить резкое падение спроса на сырье в Европе, которая является основной торговой площадкой для российской нефти, что уже привело к существенному снижению стоимости сырья в нынешнем году. Европейский сорт нефти Brent обвалился со 115 долларов в начале года, до 100 долларов за баррель в апреле, и сейчас не поднимается выше 103 долларов. А российская Urals торгуется к нему с дисконтом, то есть — со скидкой.

В общем, ситуация выглядит достаточно напряженной еще и потому, что российский бюджет на этот год запланирован с учетом цены нефти в 100 долларов. И если она опустится ниже, то денег на бюджетные расходы просто не хватит. На этом фоне «страшилка» про США, которые в скором будущем могут обвалить мировой рынок нефти и вытеснить российский экспорт, приобретает особую актуальность.

Правда, если посмотреть прогнозы ведущих мировых нефтяных компаний BP и ExxonMobil до 2030 года, то по ним выходит, что спрос на нефть, в том числе и российскую, в мире будет только расти. И никакого заката нефтяной эпохи в перспективе 15–20 лет эти эксперты не прогнозируют.

В России отношение к «сланцевой революции» весьма скептическое. Государственный холдинг «Газпром» пока отказывается от разведки месторождений сланцевого газа. Правда, «Газпром нефть» в прошлом году начала активно заниматься месторождениями сланцевой нефти и в апреле этого года пробурила первую скважину на Красноленинском месторождении в Ханты-Мансийском автономном округе. А крупнейшим месторождением нефтеносных сланцев в России считается Баженова свита в Западной Сибири, запасы которой вице-президент «Лукойла» Леонид Федун оценил в 50 млрд баррелей.

«Гораздо страшнее для России не то, что в США будет рост добычи нефти, а то, что у нас скоро начнется падение своего производства, — говорит директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — Этот фактор более реальный. Если бы мы не прислушивались к некоторым прогнозам, которые утверждали, что наша нефть не будет нужна, мы могли бы легко увеличить свои поставки в Европу в последние два года за счет иранского эмбарго. Потому что наша нефть идеально подходила для замены иранских сортов. Там даже заводы не надо перенастраивать. Но у нас этой нефти физически не было. Поэтому всю маржу сняла Саудовская Аравия, моментально нарастившая поставки».

По словам эксперта, главная причина падения добычи нефти кроется в том, что в России по-прежнему 60% добычи приходится на Ханты-Мансийский округ. Эта нефтяная провинция, запущенная еще в советское время, дала уже гигантское количество сырья, но она не может вытягивать на себе добычу десятилетиями. Добыча в этом регионе уже начинает падать, а новые проекты запускаются слабо. Причиной тому является неразумная налоговая политика правительства, которая не стимулирует инвестиции ни в новые проекты, ни в реанимацию стареющих месторождений.

Как прогнозирует Симонов, в ближайшее время добыча нефти выйдет «на плато», то есть, перестанет расти. Резкого падения не будет, 5–6 лет мы можем протянуть на уровне 505–515 млн тонн в год, и это даст ощущение, что ничего страшного не происходит. Однако уже начиная с 2017–2018 годов, Россия может столкнуться с падением добычи нефти на уровне 5–7% в год. И первое место по запасам сланцевой нефти ей уже не поможет.

Автор: Олег Гладунов

Источнки: Новая политика, 14.06.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики