Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Форум полуэкспортеров газа

Форум полуэкспортеров газа

В Москве состоялся 2-й Саммит глав государств Форума стран экспортеров газа. Мероприятие резонансное, но весьма противоречивое, как и сама организация. Она пока так и не обрела своего лица, внятной повестки и механизмов продвижения интересов ее участников. 

 ФСЭГ был преобразован в постоянно действующую межправительственную организацию зимой 2008 года в ходе очередной встречи министров энергетики стран, входивших в одноименный «клуб». Изначально документы подписали главы 11 государств: Россия, Катар, Иран, Алжир, Нигерия, Египет, Ливия, Тринидад и Тобаго, Венесуэла, Боливия и Экваториальная Гвинея. 

Встреча состоялась в Москве и ознаменовалась, помимо принятия Устава организации, в основном списанного с учредительных документов ОПЕК, но без конкретных полномочий по влиянию на рынок, еще и внешнеполитическим провалом для российской стороны. Санкт-Петербург проиграл Дохе в борьбе за право размещения штаб-квартиры ФСЭГ. Тем самым предположения о том, что при решении вопросов большинством голосов прокатарское лобби будет сильнее любых альтернативных инициатив. С тех пор чаша весов в организации качнулась еще сильнее в сторону от России: к Форуму присоединились еще два ближневосточных государства – ОАЭ и Оман. 

Компенсация, которую российская сторона получила в виде права назначить первого генерального секретаря ФСЭГ (им стал работавший до этого в «Стройтрансгазе» Леонид Бохановский), не выглядит серьезной. Во-первых, на его долю выпал сложный процесс выстраивания организационной структуры и кадрового состава. На расширение ниши и развитие самого института ни времени, ни ресурса поддержки от всех участников, ни финансирования у Бохановского не было. А 31 декабря 2013 года истекает второй двухлетний мандат нынешнего генсека, после чего по принципу ротации Россия, скорее всего, потеряет и этот инструмент влияния в Форуме. 

Все эти процессы проходили на фоне усиления политической и экономической конфронтации между двумя ключевыми странами ФСЭГ. 

Во-первых, по итогам «арабской весны» в Северной Африке и ситуации вокруг Сирии отношения между Москвой и Дохой таковы, что всерьез рассуждать о какой-то совместной деятельности на рынке газа между ними не приходится. Более того, два года назад дошло до прямого дипломатического скандала и избиения российского посла катарскими органами правопорядка. 

Во-вторых, в 2010-2011 годах в Катаре имел место активный ввод мощностей по производству сжиженного природного газа и выхода объемов СПГ на рынок. В конце 2010 года была введена последняя из запланированных очередей катарских заводов (проектная мощность 77 млн т или около 100 млрд кубометров), а объемы экспорта в 2011 году выросли по сравнению с 2009 годом почти вдвое (на 45 млрд кубометров). Большая часть этих дополнительных объемов изначально предназначалась американскому рынку, но в итоге из-за роста внутренней добычи в США и отсутствия спроса на импортный газ – катарский СПГ стал перенаправляться в Европу и Азию. И вплоть до второй половины 2011 года, когда в Японии мере стала ощущаться нехватка энергии после остановки АЭС в результате аварии на Фукусиме-1, доля катарского газа на европейском рынке стремительно росла. Это ослабляло позиции России как основного поставщика в Европу и оказывало давление на ценовую ситуацию. 

Фактически ФСЭГ не удалось сыграть даже подобия координирующей роли. И как апофеоз этих противоречий – осенью 2011 года ни президент РФ (на тот момент) Дмитрий Медведев, ни премьер-министр Владимир Путин не приехали на первый саммит глав государств стран - экспортеров газа в Дохе. То же самое мы видели и сейчас в Москве. Из президентов присутствовали только латиноамериканцы Николас Мадуро и Эво Моралес, глава Экваториальной Гвинеи, а также президент Ирана Махмуд Ахмадинежад, который досиживает свой срок до инаугурации недавно избранного нового лидера Исламской Республики. Остальные государства прислали в лучшем случае министров энергетики, что, конечно, понижает статус мероприятия. 

Давайте посмотрим, что вообще представляют из себя «экспортеры» газа, участвующие во ФСЭГ. 13 стран действительно контролируют 69% доказанных запасов природного газа в мире. Однако по остальным параметрам показатели не столь впечатляющие. На их долю по итогам 2012 года приходится 40% мировой добычи, 27% - потребления газа и всего 45% чистого экспорта. Три страны - Иран, ОАЭ и Венесуэла, располагающие в общей сложности почти четвертью мировых запасов газа, были и остаются нетто-импортерами газа, а Венесуэла вообще не экспортирует газ. Кроме того, Египет так активно снижает объемы экспорта на фоне бурного роста внутреннего спроса, что в ближайшие годы также может всерьез и надолго покинуть клуб экспортеров газа. 

7 стран из 13 не имеют экспортных трубопроводов, а Иран, Ливия и южноамериканцы не имеют в настоящий момент работающих мощностей по экспорту СПГ. 

Если взять экспорт по трубе и в сжиженном виде по отдельности, то ФСЭГ контролирует 36% и 65% соответствующего вида торговли. 

 

Показатели газовой отрасли стран ФСЭГ 

  Запасы, трлн кубометров Добыча Потребление Импорт Экспорт Чистый экспорт
Россия 48,9 655 460 33,3* 218,7 185,4
Иран 33,6 160,5 156,1 9,4 7,5 -1,9
Катар 25,2 157 26,2 0 124,6 124,6
ОАЭ 6,1 51,7 62,9 17,3 7,6 -9,7
Оман 0,8 29 18 0 11 11
Алжир 4,5 81 31 0 50 50
Нигерия 5,1 33,2 6 0 27,2 27,2
Египет 2 60,9 53 0 7,5 7,5
Ливия 1,5 12,2 5,7 0 6,5 6,5
Экваториальная Гвинея 0,04 7 2,5 0 4,5 4,5
Тринидад и Тобаго 0,4 42,2 21,7 0 19,1 19,1
Боливия 0,3 18,7 2,5 0 16,6 16,6
Венесуэла 5,5 32,8 34,9 2,1 0 -2,1
Всего 133,94 1341,2 880,5 28,8 500,8 470
Доля от мирового уровня 69% 40% 27%     45%

Источник: Минэнерго РФ, «Газпром», EIA, BP Statistical  

 

Экспорт трубопроводного газа странами ФСЭГ

 

  Объемы
 Россия 171,2
Иран 7,5
Катар 19,3
ОАЭ 0
Оман 0
Алжир 34,5
Нигерия 0
Египет 0
Ливия 6,5
Экваториальная Гвинея 0
Тринидад и Тобаго 0
Боливия 16,6
Венесуэла 0
Всего 255,6
Доля от мирового уровня 36%

 

Экспорт СПГ странами ФСЭГ

 

  Объемы
Россия 14,2
Иран 0
Катар 105
ОАЭ 7,5
Оман 11
Алжир 15,5
Нигерия 27
Египет 7
Ливия 0
Экваториальная Гвинея 4,5
Тринидад и Тобаго 22
Боливия 0
Венесуэла 0
Всего 213,7
Доля от мирового уровня 65%

Источник: BP Statistical, EIA 

Казалось бы, что доминирование стран, входящих в Форум, на рынке СПГ очевидно. На них приходится две трети объема, из которых почти половина – это Катар. Но схема маркетинга газа, по сути, не позволяет производителям (даже Катару или всем вместе) влиять на рынок в своих интересах. Дело в том, что большая часть СПГ продана по долгосрочным контрактам. Из примерно 80 млн т катарского газа более 50 млн находится в портфелях крупных транснациональных корпораций, в том числе 24 млн т продано ExxonMobil, 7,8 млн т - Chevron, 5,2 млн т – Total, 3,8 млн т – Shell. 

Для сравнения: на всех японских покупателей приходится 8 млн т прямых контрактов, на корейскую Kogas – 9, на индийскую Petronet – 7,5 млн, на китайские корпорации – 5 млн. 

Хотя большая часть контрактов с трейдерами была заключена на условиях DES (delivery ex-ship)  с привязкой к конкретному порту назначения и доставкой на судах, принадлежащих продавцу, практически все эти контракты имеют опцию смены пункта сдачи по запросу покупателя. Конечно, поставщикам возмещаются дополнительные расходы на транспортировку, а дополнительные доходы от продажи газа на более привлекательном рынке тоже делятся между всеми сторонами сделки, но маркетинговые ключи находятся в руках именно у трейдеров, а не производителей СПГ. 

Что касается цен, то подавляющее большинство экспортных контрактов, будь то поставка трубопроводного газа или сжиженный природный газ (за исключением Северной Америки и Великобритании), происходит на основе привязки к цене нефти или нефтепродуктов с набором корректирующих коэффициентов, характерных для межтопливной конкуренции характерной для данного конкретного рынка. В Европе в последние годы оптовая цена газа импортного газа дисконтирована к нефти на 30-50%, в Азии – на 10-20%. 

Поставщик и покупатель договариваются о базовой цене газа и соответствующих условиям рынка коэффициентам, но затем ценовые колебания уже не зависят от воли производителя газа. Таким образом, риск картельного воздействия на ценообразование на рынке со стороны поставщиков в настоящее время равен нулю. Такова же и вероятность превращение ФСЭГа в «газовый ОПЕК». 

Парадокс же состоит в том, что нарастающая кампания со стороны потребителей газа (прежде всего, в Европе) по изменению системы ценообразования – переход на привязку к спотовым котировкам в случае ее успеха создаст не только потребности, но и условия для производителей достичь картельного соглашения.

Автор: Алексей Гривач, земеститель гендиректора ФНЭБ

Опубликовано: Pro-gas.ru, 04.07.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики