Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Азиатский нефтегазовый вектор России

Азиатский нефтегазовый вектор России

Поездка президента России Владимира Путина на Сахалин носила во всех смыслах стратегический характер. И если учения в Восточном военном округе лежали в плоскости скорее прикладного аспекта, то нефтегазовые вопросы, о которых говорил президент, еще раз подтвердили намерения России идти в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Похоже, этот вектор становится определяющим в российской энергетической политике.

В среду, 17 июля, в Чите Владимир Путин заявил, что у России есть достаточный потенциал, чтобы занять свою нишу на рынке газа в АТР. «Мы можем эту нишу заполнить», - уточнил Путин, добавив, что «разумеется, мы должны думать о развитии энергетики в своей стране».

Путин также отметил, что АТР развивается высокими темпами. «Намечаются крупные проекты», - отметил он.

Он напомнил, что на Сахалине уже не первый год реализуются крупные энергетические проекты, работают, в том числе, иностранные компании. «Мы очень довольны тем, как идет сотрудничество, все планы выполняются», - сказал Президент.

Действительно, Россия на данном этапе сотрудничества вполне довольна полученными финансовыми результатами. Это подтвердили цифры, которые были озвучены накануне, во вторник. Во время рабочей поездки в Сахалинскую область Президент России в режиме видеоконференции связался с буровой платформой «Орлан» в Охотском море, на которой в это время находился глава «Роснефти» Игорь Сечин. Он-то и сообщил, что поступления в бюджет государства от проекта «Сахалин-1», частью которого является введенная в 2005 году в эксплуатацию платформа «Орлан», на сегодня составили уже порядка 8 млрд. долларов, а общие извлекаемые запасы трех месторождений «Сахалина-1» составляют 218 млн. тонн нефти и 465 млрд. кубометров газа. Накопленная добыча на сегодня составляет 58 млн. тонн нефти и 12 млрд. кубометров газа.

Впрочем, Сечин говорил не только о достигнутых результатах, но и о тех, что ожидаются в будущем. По его словам, «в 2013 году компания «Роснефть» вложит порядка 52 млрд. рублей в программы развития по основным видам своей деятельности в регионах Дальнего Востока». 27 млрд. рублей будет вложено в разведку и добычу нефти, 23 млрд. - в переработку и модернизацию Комсомольского НПЗ, около 2 млрд. рублей - в нефтепродуктообеспечение.

По словам Сечина, в ближайшие пять лет при стабилизации тарифной политики и налогового режима по консервативному сценарию «Роснефть» может вложить в развитие Восточной Сибири и Дальнего Востока порядка 1 триллиона рублей.

Впрочем, Россия могла и не дождаться 8 млрд. долларов в собственный бюджет.

Говоря о проекте «Сахалин - 1» следует помнить, что он реализуется по условиям соглашения о разделе продукции (СРП). Оператором проекта является ExxonMobil (30%). Другие участники консорциума по его разработке - ОАО «Роснефть» (20%), ONGC (20 %) и SODECO (30 %). «Сахалин-1» остается одним из крупнейших проектов с прямыми иностранными инвестициями в России.

И здесь следует вспомнить историю появления соглашений о разделе продукции в России. Это своеобразный формат концессионных договоров. Они заключались Россией в 1990-е годы. К счастью, было заключено всего четыре таких крупных соглашения. Еще 24 проекта с участием международного капитала, пройдя все этапы согласований, все же удалось заморозить. В соответствии с этими соглашениями американские ExxonMobil, ChevronTexaco, Royal Dutch/Shell и ряд других компаний получили в середине 1990-х гг. эксклюзивное право разработки нефтяных и газовых месторождений («Сахалин-1» и «Сахалин-2»).

К концу первого президентского срока Бориса Ельцина страна нуждалась в деньгах. Было решено получить эти деньги у крупных транснациональных компаний, занятых в сфере нефтегазодобычи в обмен на передачу таким компаниям эксклюзивного права разработки богатейших нефтяных и газовых месторождений, расположенных на территории России. Для решения этой задачи в срочном порядке начала формироваться законодательная база, позволявшая зарубежным фирмам свободно функционировать в наиболее прибыльных - сырьевых - отраслях российской экономики. Под давлением иностранных лоббистов и отечественных чиновников, 30 декабря 1995 года Госдума одобрила федеральный закон № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». Уже 11 января 1996 года этот закон вступил в силу на территории России.

Ключевым положением этого закона стало утверждение, что соглашения о разделе продукции, заключенные до вступления в силу данного закона, подлежат исполнению в соответствии с определенными в них условиями. Кроме того, в качестве платы за пользования недрами инвестор расплачивался с государством не «живыми» деньгами, а произведенной продукцией, которую в случае с проектами на Сахалине еще надо было произвести.

К 2002 году российское правительство, проанализировав первые итоги применения закона о СРП, пришло к выводу о том, что «легализация» договоренностей 1993 года с крупнейшими ТНК, предоставляемая Законом о СРП, не выгодна стране.

Предполагавшиеся полномасштабные инвестиции крупнейших ТНК в российскую экономику не состоялись. С 1996 по 2006 год объем инвестиций по двум проектам СРП составил порядка 20 млрд долларов («Сахалин-2» - 12,5 млрд долларов, «Сахалин-1» - 6,6 млрд долларов). Помимо этого, выяснилось, что государство почти ничего не получает от этих проектов.

Вследствие этого появились поправки в Закон о СРП. Они имели своей целью затруднить, а на самом деле – и вовсе остановить подписание новых соглашений о разделе продукции. Тогда же правительством были предложены и поправки, существенно увеличивающие доходность государства от соглашений. В частности, в Закон о СРП были внесены поправки, в соответствии с которыми, «предельный уровень компенсационной продукции не должен превышать 75 процентов, а при добыче на континентальном шельфе Российской Федерации - 90 процентов общего объема произведенной продукции».

В результате доходность проектов по СРП резко возросла: доход, полученный Россией к 2010 году составил уже 5,6 млрд долларов, к началу 2012 года – 10,9 млрд долларов. А проект «Сахалин-1», как и сказал Сечин, принес в бюджет 8 млрд долларов США.

Эксперты, комментируя нынешние условия СРП, говорят о том, что теперь они стали выгодны для российского государства.

Так, ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников РФ Рустам Танкаев отмечает, что «сейчас система СРП функционирует, может быть, и не идеально, но работает она намного лучше, и главное – в интересах российского государства».

«В настоящее время наши проекты, в том числе и шельфовые, развиваются по совершенно иному сценарию: создаются специальные управляющие компании и в них контрольный пакет принадлежит российским государственным компаниям», - уверен эксперт.

В свою очередь, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник говорит о том, что «если упоминать СРП, то мы видим тренд на усиление роли государства в национальном ТЭК».

Тем не менее, уточняет Пасечник, мы пускаем в Россию иностранцев, «это видно из тех альянсов, в которых участвует «национальный чемпион», имея в виду «Роснефть».

Комментируя визит Владимира Путина на Сахалин, депутат Госдумы РФ Георгий Карлов, представляющий в нижней палате российского парламента этот субъект РФ и являющийся членом комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии, отмечает важность регионального аспекта.

«Если говорить о заявлении Владимира Путина относительно устремленности России на азиатские рынки, нужно напомнить, что глава государства отметил, что нужно сосредотачивать и расширять усилия энергетического комплекса Дальнего Востока, прежде всего, на Сахалине, коль скоро это произошло исторически в этом месте, - считает Карлов. - И главная задача здесь - снабжение энергоресурсами внутренних потребностей страны. Иными словами, в первую очередь - внутренние потребности, во вторую - увеличение поставок нашим партнерам в Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона».

Но этот внешний рынок для России крайне перспективен, отмечают эксперты.

«Относительно нашего выхода на азиатские рынки, то это стратегически верное решение, - говорит Танкаев. Это ключевой регион на планете в настоящий момент. За последние десять лет регион претерпел серьезный процесс смены образа жизни. Там меняется все: социум, отношение к образованию, благам жизни, философии. Этот процесс ведет к тому, что резко растет потребление энергии на душу населения. Если потребление энергии на душу населения в Ките и Японии достигнет уровня Южной Корее, а это вполне реально, то на Земле потребуется вдвое увеличить добычу газа с 3,3 трл кубометров до 6-7 трл кубометров в год. Это гигантский рост и поэтому российский газ будет востребован».

«Перспективность азиатского рынка для России сохраняется, - считает Пасечник. - Понятно, что потенциал регион более высок, чем в Европе. Но тут встает еще и вопрос диверсификации, она всегда хороша. Когда есть два рынка – Европы и Азии – всегда есть поле для маневра».

Комментирует Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности: 

Когда существуют два рынка – Европы и Азии – у России всегда есть поле для маневра

В связи с СРП мы видим тренд на усиление роли государства в национальном ТЭК. Тем не менее, мы пускаем в Россию иностранцев, это видно из тех альянсов, в которых участвует «национальный чемпион», имея ввиду «Роснефть». СРП сегодня применяется всего лишь на нескольких промыслах «Сахалин -1», «Сахалин -2» и «Харьяга». Но существует, по сути, негласный мораторий на подобного рода соглашения с иностранцами. И, судя по всему, будут превалировать настроения, чтобы контрольный пакет был у государства.

Многие говорят о дефиците средств при разработке российских недр, но я считаю, что даже если «Роснефть» будет испытывать этот дефицит, компания имеет серьезный добычный потенциал. Она - первая среди публичных компаний по запасам, и в связи с этим у финансовых мейджоров нет сложностей в вопросах кредитования «Роснефти». Поэтому для «Роснефти» СРП – это в какой-то степени пережиток, и она рано или поздно будет от этих соглашений отходить.

Стоит также вспомнить и скандалы, когда согласовывались сметы с иностранцами, ведь СРП подразумевает возмещение, а это серьезные суммы. Там у иностранцев были разные трактовки с нашим надзором и регуляторами. Такие споры неизбежны и впредь, ведь речь порой идет о сотнях миллионов долларов.

Перспективность азиатского рынка для России сохраняется. Понятно, что потенциал региона более высок, чем в Европе. Но тут встает еще и вопрос диверсификации, она всегда хороша. Когда есть два рынка – Европы и Азии – всегда есть поле для маневра. Раньше европейцы, слыша наши заявления, что мы уйдет на восток, воспринимали это как пустую страшилку. Сейчас же становится очевидным, что контракты есть. Например, недавний - по нефти с Китаем. Все это говорит о том, что мы будем двигаться на Восток, и этот рынок в настоящее время более перспективен.

Впрочем, этот факт не подразумевает того, что мы уйдем из Европы, она остается нашим традиционным партнером. Более того, наша восточная стратегия позволяет России выбивать у Европы какие-то преференции.

Источник: ТАСС-аналитика, 17.07.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики